"Лечить так лечить любить так любить
Гулять так гулять стрелять так стрелять
Но утки уже летят высоко
Летать так летать я им помашу рукой"
А. Розенбаум
Есть мнение, что чтобы жить полноценную жизнь - нужно полностью в ней присутствовать. Именно моменты максимальной эмоциональной включённости в происходящее надолго запоминаются как яркие, важные, как моменты, "ради которых стоит жить". На другом полюсе промежутки жизни, в которых много скуки, апатии, отрешённости, эмоциональной закрытости, равнодушия к происходящему. Интересно, что в первом случае я написала "моменты", а во втором - "промежутки". Но об этом позже.
Гештальт тоже учит полному присутсвию в здесь и сейчас, в жизни, в реальности, со всеми переживаниями, чувствами и эмоциями.
Возможно ли стопроцентное присутствие и нужно ли оно всегда?
Лично для меня это идеальная картинка. Для присутствия всё же нужны определенные условия. Идеально безопасный и интересный мир, отвечающим моим желаниям и возможностям. Принимающий и поддерживающий, как хорошая мама для младенца. Такие условия невозможны. Возможны близкие к ним, которые соблазняют на присутствие и в этих близких условиях я могу захотеть присутствовать больше, чем привыкла. Выйти из так называемой "зоны комфорта" - например, присутствие 71/29, вместо 70/30.
Вот почему я пишу про высокую степень вовлечённости и присутствия как про мгновения, а про присутствие "наполовину" - как про периоды. Ведь усливия, в которых хочется присутствовать бывают не так часто.
И если нет желания полностью присутствовать - я хочу иметь право самой выбирать степень своего присутсвия в ситуации. Но чтобы выбрать эту степень - нужно осознать, что я проявляю, что прячу. И почему. Чего боюсь, какой реакции мира на своё присутствие. И чего не хватает, чтобы присутствовать. Связаны мои предположения с текущей ситуацией или являются отголоском прошлого опыта. Тогда отсутсвие или присутствие станет сознательным выбором, а не привычным паттерном поведения.
Достаточно ли научиться осознавать степень своего присутствия и регулировать её по своему желанию?
Думаю, есть смысл в том, чтобы стремиться присутствовать в большей степени. У меня есть внутренняя потребность присутствовать, но если мир кажется опасным - она будет остановлена. У каждого человека свои причины отсутствия. Небезопасность, страх отвержения, отсутствие интереса, и т.д. Всё это хочется изучать, но в одиночку это сделать я не могу. Потому, что мне необходима реакция другого человека на моё присутствие и понимание своих реакций на его присутствие. В отношениях я что-то запрещаю себе и ему, а на что-то провоцирую. И он делает то же самое. Чаще всего бессознательно. И на этом живом опыте мы можем больше узнать о себе. Это моменты коммуникации, которые должны просто происходить, а потом должны обсуждаться. Что было проявлено, а что не было и почему. Что хотелось, что остановило. Может ли потом быть иначе.
Этим вторым человеком может быть терапевт. Хотя в нашей жизни присутствуют разные люди и они могут и провоцировать на присутствие, вызывать желание присутствовать, но они не обязаны замечать особенности взаимодействия, присутствовать в той мере, в какой мне нужно, обсуждать сам процесс общения. Для этого нужны определённые навыки, поэтому фигура терапевта мне кажется более подходящей.
Каким должен быть терапевт, чтобы мне захотелось присутствовать в большей степени?
Терапевт своим присутствием создаёт условия для моего присутствия. Условия - это умение самому присутствовать с теми переживаниями, котрые я боюсь проявлять. Это интерес к тому, что я не проявляю. Приглашение к проявлению этого. Честность в соих чувствах и своём отношении, без которой невозможно доверие. Готовность обсуждать наше взаимодействие и внимание к моему пониманию ситуации.
Можно ли заставить человека присутствовать?
Можно. Например, убедив, что от его присутствие - чуть ли не вопрос жизни и смерти. Демонстрируя страдание от отсутсвия другого, свою нуждаемость, вызывая чувство вины, стыда, жалости. Это манипулятивные способы, которые заставляют присутствовать против воли, а значит насильно. И такой опыт в будущем вызывает злость, отвращение, страх и другие чувства, за которыми желание закрыться от этого человека, закончить с ним отношения.
Работа терапевта в этом случае - это постоянный поиск, нахождение и потеря балланса между приглашением к присутствию и разрешением отсутствовать клиенту, между степенью своего присутствия и умением предоставить другому пространство для проявления себя, между честностью реакций и страхом ранить, между желанием быть в процессе взаимодействия и обсуждать этот процесс.