Применять графологию

"У писателя Веры Пановой был изумительный почерк, как, собственно, и проза её - немногословна, лапидарна, изящна, хотя в советской прозе это редкость".[1]

 Последние пять лет я работаю психологом в крупной организации, где приоритетным направлением моей деятельности является профессиональный отбор, психодиагностика кандидатов на работу, тестирование с помощью лицензированного программного комплекса, созданного Лабораторией «Гуманитарные технологии». Под конкретную должность подбирается батарея психометрических тестов.

Чаще всего определяются: интроверсия - экстраверсия, стабильность - нейротизм, интеллект, индивидуальный деловой стиль, структура трудовой мотивации, личностные факторы.

Не являясь сертифицированным графологом, я всё же сочла неразумным не использовать те знания, которыми делятся профессиональные графологи:

«Моя главная цель – донести эти знания до русскоязычного читателя», [2, с. 10], коим я и являюсь.«Предлагаемые сведения могли бы быть чрезвычайно ценным дополнительным инструментом в работе психологов…»

[2, с. 11], что я и применила, включив в свой арсенал.

Это было особенно актуально, когда в организации возникала потребность дать рекомендацию по взаимодействию с сотрудниками, которых не было возможности протестировать. Тут этот дополнительный ресурс пришелся очень кстати.

«Графология шаг за шагом» способна дать внимательному читателю твердые теоретические знания основ графологического метода, а так же закреплять набор практических приемов, готовых к применению» [2, с. 12].

Обучение в предлагаемых обучающих графологии программах мне оказалось недоступным – ни по оплате, ни по выделению времени одним большим куском. Основные направления моей деятельности: психолог в организации, психодиагностика, семейная системная терапия. Как написала Л.В. Петрановская в «Тайной опоре»:

«Мне хотелось бы иметь параллельно еще одну жизнь, чтобы посвятить ее исследованиям, и каждое утверждение проверить. Но второй жизни у меня нет, а в этой я выбрала быть практиком»

[6]. Примерно так же я могу сказать и о себе: невозможно объять необъятное, но можно впитывать столько, сколько мне позволяет моя жизнь и моя профессиональная занятость.

Я прочла по графологии всё, что сумела найти, посмотрела и прослушала все доступные в интернете вебинары и другие обучающие видео- и аудиолекции - с конспектированием, структурированием и каталогом всего полученного материала (самообразование никто не отменял). Особое внимание, конечно, уделялось научным трудам – благо, все диссертации сейчас в свободном доступе.

Но мне требовалась обратная связь, оценка правильности моих выводов. Для начала я использовала те видео, где на экране предоставлялся образец почерка: я останавливала просмотр, делала свой анализ, обязательно записывала его. После - продолжала просмотр, сверяя интерпретации преподавателя-графолога со своими выводами.

«Помните, самое главное — это не прослушать видео-уроки или прочитать статьи, а практиковаться в точности, постоянно перепроверяя себя. Мы это называем «настроить графологическое зрение»: без большого количества практики с обязательной обратной связью это не возможно» [7].

Для закрепления практических навыков у меня имелись в наличии уникальные условия: ко мне приходил кандидат для тестирования, давал письменное согласие на исследования по его результатам, писал задание-тест с открытым вопросом («Мой счастливый рабочий день», «Что мне помогает в работе» и т.п.). После его заполнения кандидат тестировался по программе, компьютерную расшифровку тестов я получала через день-два. А до её получения я работала с тем, что респондент написал от руки: и с анализом содержания (контент-анализ, психологический анализ текста) и с тем, что мне увиделось благодаря почерку.

Несколько слов о психологическом анализе текста. Для него можно использовать, свободно написанные тексты, переписку, когда люди ведут себя спонтанно и естественно. Это позволяет сделать анализ без образцов почерка, выявить из источника коммуникации содержательный, процессуальный, личностный пласты переписки, наличие в ней использования внушения и т.д. Так можно определить: какой лексикон человек использует, на что начинает проявлять инициативу в диалоге, после чего он от нее отказывается, как меняется интонация разговора, направленность собеседника на достижение договоренности или на дистанцирование, появление в определенный момент отстраненности, соотнесение посыла человека в личной переписке с его публичным имиджем и позиционированием. Всё это позволяет выделить истинный смысл послания. Таким образом, наличие диалога, переписки – информативный источник получения информации о человеке, о его намерениях, целях во взаимодействии с вами или с организацией, которую вы представляете. Конечно, такой диалог для анализа не всегда есть в наличии.

Итак, я записывала предполагаемые ожидаемые результаты анализа почерка по шаблону заключения, которое писалось в конце психологического исследования. Постепенно, по мере накопления знаний по графологии, мои предполагаемые результаты становились все точнее и все больше сходились с полученными компьютерными расшифровками тестов. Погрешность с 25-30 % снизилась до 5-10 % по значениям шкальных профилей.

«Графология научна так же и в том смысле, что позволяет подтвердить теоретические подтверждения на практике» [2, с. 14].

Именно это у меня и происходило: теория и – практическая проверка усвоенного материала.

«Необходима немалая доля профессионального чутья, интуиции. … Человеческая интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима здесь в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагноза. Медицина – тоже неточная наука, и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста» [2, с. 15].

Что ж, графология – не психология, которая, по словам В.П. Зинченко:

«После богословия и медицины  – самая точная наука» [3].

Что о профессиональном чутье, интуиции: как специалист может быть уверен в том, что он сделал верное заключение? Конечно, по обратной связи. Если испытуемый соглашается с выводами: «Это всё про меня»! Но так говорят и при получении благополучного астрологического прогноза. А при неблагополучном – к примеру, Ю.Тынянов сделал как-то в своей записной книжке такую запись:

«В ... графологию я не верю с тех пор, как графолог Моргенштерн, взглянув на мой почерк, заявил, что я деспот в личной жизни» [5].

Куда точнее – при сверке с результатами тестирования, когда в работе психодиагностика в приоритете несколько лет. На данный момент мною сделано более 450 расширенных заключений с возможностью длительно наблюдать респондентов в дальнейшей работе, сверять с отзывами сотрудников, что позволяет обрести уверенность в своей профессиональной интуиции. Иногда можно даже увидеть изменение почерка со временем в динамике. Проиллюстрирую такое явление описанием наблюдения изменения своего почерка писателя Ю.Олеши:

«В последнее время что-то стало происходить с моим почерком – то я писал одним, то другим: прямым, наклонным, очень наклонным. Иногда я вдруг терял способность писать пером, чернилами. Мог писать только карандашом. И странно, от карандаша почерк становился четким, круглым и прямым, почти откинутым назад, от пера – тотчас же строки начинали становиться грязными, стертыми, отталкивающего вида. И, кроме того, многое исчезало бесследно – буквально слезало с листа! О, какая это была мука! Затем присоединился факт, еще более расшатавший и без того расшатанную технику писания – я бросил курить. Тут уж совсем разладилась связь между головой и рукой. Казалось, навсегда утрачено то чудо – владение скорописью!» [4]

«Графоанализ используется в области кадрового менеджмента – прежде всего это подбор персонала, головных позиций в организации, управляющей команды, оценка наиболее соответствующих кандидатов» [2, с. 22].

В моей организации один штатный психолог на крупный регион, услугами дипломированного графолога воспользоваться нет возможности, в том числе и по трудовому договору со сторонним специалистом (нет такой статьи расходов в бюджете организации). Поэтому воспользоваться доступной для самообучения учебной литературой - уместно и вполне подходяще. Тем более, повторюсь, при наличии возможности сверять свою интерпретацию с независимыми результатами проведенных тестов.

 

Литература

  1. Быков Д.Л.. Один, 30.08.2019 https://www.youtube.com/watch?v=eVXMtAHjMNM
  2. Гольдберг И.И. Психология почерка
  3. Зинченко В.П. Диалоги: душа. https://www.youtube.com/watch?time_continue=252&v=fxdGKCjcuJg
  4. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки https://librebook.me/ni_dnia_bez_strochki/vol1/3
  5. Осипов Г. "Почерк - зеркало души" .
  6. Петрановская Л.В. Тайная опора.
  7. Самойленко А. Графология для HR


Что интересного на портале?