Когда я задумалась над этой статьёй, первый родившийся вопрос – это вопрос о том, для кого она будет. Уже более 8-ти лет работая с подростковым суицидом, я не могу не отметить, что самой болезненной и тяжёлой эта тема остаётся для родителей. А для некоторых из них тяжёлой настолько, что они предпочитают закрыть глаза и сделать вид, что всё, в общем-то, нормально и их уж эта тема точно никогда не коснётся. Вот только закрытые глаза проблему не решают.
Поэтому эта статья в первую очередь для родителей. О чём? О том, что для каждого родителя является самым родным, самым близким и самым значимым – о детях. О том, как понимать их, как разговаривать на их языке, но самое главное – как помочь им, чтобы не сделать хуже.
Прежде, чем рассматривать непосредственные причины суицидауподростков, вспомним некоторые особенности этого нелёгкого возраста.
Особенности подросткового возраста
Пубертатный период (ориентировочно от 12 до 16-17 лет) относится к числу переходных и критических периодов жизни человека. Подросток стремится приобщиться к миру взрослых, начинает осознавать и примеривать для себя нормы и ценности этого мира.
У подростка:
- возникает чувство «взрослости»,
- развивается самосознание и самооценка,
- увеличивается интерес к себе как к личности,
- происходит оценка своих возможностей и способностей,
- контроль над своими эмоциями и импульсами снижен,
- нервная система обладает повышенной возбудимостью, что приводит к чрезмерной обидчивости, раздражительности, вспыльчивости.
А ещё подростки финансово и эмоционально зависимы от своей семьи. Если члены семьи не оказывают столь необходимой моральной, материальной, иной поддержки, возможности любого подростка резко сокращаются. Ему сложно отстаивать свои права, добиваться уважения и удовлетворения своих потребностей, собственных ресурсов зачастую не хватает, поэтому он чувствует себя беспомощным и уязвимым.
Многие взрослые не понимают того, что происходит в душе у подростка, какие мотивы им движут, что для него важно и ценно. Мы склонны оценивать всё с высоты своего возраста и опыта и зачастую нам трудно понять подростка, даже если это наш ребёнок.
Но самое грустное в этой ситуации – это то, что зачастую подростки и сами себя не понимают. Гормональная перестройка организма, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников – всё это становится их постоянными спутниками.
Прибавьте к этому «фону» первый опыт отношений и их разрыва, семейные сложности, проблемы в школе и вы почувствуете, с какими трудностями сталкиваются подростки.
К сожалению, иногда этих трудностей оказывается так много, а сил на сопротивление им так мало, что это ведёт к печальным последствиям.
Суицид в условиях постоянных внутренних и внешних конфликтов видится подростку единственным выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Цель суицида всегда - уход от непрекращающейся душевной боли, прекращение сознания.
Факторы риска
Как правило, самоубийство не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки.
Никому не известно, почему при одних и тех же обстоятельствах один человек закончит жизнь самоубийством, а другой – нет. Однако, можно выявить некоторые общие факторы риска, которые способны выступить как причины суицида у подростков.
Семейная проблематика:
- Самоубийство одного из членов семьи (особенно одного из родителей)
- Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода. Потерей одного из родителей в случае развода являются ситуации, когда родитель, с которымребёнокне остаётся жить, отказывается от всяческого дальнейшего взаимодействия с сыном/дочерью. То есть, не принимает участия в воспитании, прерывает контакт, не звонит и не пишет сам и не реагирует на попытки общения со стороны ребёнка.
- Отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье
- Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное)
- Слишком авторитарные или напротив, всё позволяющие родители
Факторы окружающей среды:
- Социальная изоляция, отчуждение, неприятие в группе сверстников
- Проблемы в школе/колледже (травля со стороны одноклассников, тяжёлые и затяжные конфликты с учителем/учителями)
- Утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом,смертьблизкого человека)
- Высокий уровень стресса (например, в периоды перед важными экзаменами – ЭГЭ, ГИА. ). Стоит отметить, что стресс вызывают не сами экзамены, а сверхценное отношение к ним в школе и в семье подростка. К сожалению, зачастую родители требуют хороших оценок, ставя учёбу превыше всего, но при этом не учат ребёнка способам преодоления стрессовых ситуаций.
Личностные факторы:
- Депрессия. Подростковая депрессия имеет некоторые общие признаки с проявлением депрессии у взрослых, однако, может проявляться и несколько иначе. Чувство скуки, печальное настроение, нарушения сна, жалобы на самочувствие, склонность к бунту, непослушание, плохая успеваемость, прогулы школы, замкнутость – всё это может служить признаками подростковой депрессии. Конечно, по отдельности эти признаки могут и не свидетельствовать о депрессии, являться личностными особенностями, но чем их больше, тем больше повод родителям внимательнее присмотреться к своему подростку.
- Чувство бессилия, проявляющееся в упадке сил, апатии, фразах вроде «я ни на что не способен», «у меня ничего не получается», «я ничего не смогу в своей жизни сделать нормально».
- Психические заболевания
- Переживания по поводу сексуальной ориентации
- Зависимости от психоактивных веществ
- Пессимистичный взгляд на жизнь в целом и на собственное будущее в частности.
- Расстройства пищевого поведения (булимия, анорексия)
- Чрезмерное увлечение идеями смерти (прослушивание мрачных песен, в которых говорится о смерти, чтение литературы на эту тему).
Как уже говорилось выше, самоубийство редко совершается только по одной причине, чаще речь идёт о совокупности оных.
Однако, некоторые факторы могут спровоцироватьсуициддаже без отсутствия других причин. Это буллинг (травля) среди сверстников, тяжёлые эмоциональные утраты, инцест, сексуальное насилие и жестокое обращение с подростком.
Как можно увидеть, причины суицида у подростков разнообразны и относятся к разным жизненным областям. Существует ещё одна причина, о которой хотелось бы сказать отдельно – это так называемый «эффект Вертера», получивший своё название после распространения романа Гёте «Страдания юного Вертера».
Суть этого феномена в том, что после самоубийства, широко освещённого в СМИ, происходит волна подражающих самоубийств. Суицидент, «спровоцировавший» эту цепочку, становится объектом всеобщего внимания, значимые и уважаемые взрослые начинают говорить о нём только хорошее, а сверстники постоянно предаются воспоминаниям о нём. Так жертва суицида превращается в своего рода героя.
Самоубийства – очень обширная тема, которую просто невозможно рассмотреть в одной статье. Возможно, описанное здесь подтолкнёт вас к тому, чтобы и дальше изучать этот вопрос или обратиться за помощью к специалисту.
Берегите себя и своих близких!