Практическое пособие для тех, кто живет в постоянном стрессе.

"Нечеловеческий стресс" - сильное тревожное эмоциональное состояние. При котором, как правило, основной фокус внимания сосредоточен на текущем моменте времени.

Например, ребенок, который боится войти в темную комнату. Просто стоит и боится.

Для выхода из этого состояния помогает привнесение в ситуацию некоторой осознанности, и структурированности, а также привнесение перспективы времени.

Например, спросить у ребенка, чего именно он боится? Что в комнате темно, и поэтому можно споткнуться обо что-то и удариться? Или что там злой бабайка под кроватью спрячется? Благодаря этим вопросам появляется некоторый взгляд и на ближайшее будущее время, выводится фиксация на настоящем моменте. И тогда уже можно отнестись к ситуации более осознанно: как можно справиться с опасностью удариться (идти медленно, без резких движений), как можно преодолеть бабайку (позвать товарища, передвигаться поверху - по стульям, взять фонарик итд).

Пример из жизни - одна проблема.

Человек проспал, и опаздывает на работу, едет в автобусе и волнуется. Аффективное состояние - тревога и волнение.

Выход из ситуации:

- можно ли что-то сделать прямо сейчас (сесть на другой автобус, взять такси),

- можно ли начать работать уже сейчас (позвонить предупредить об опоздании, начать работать по интернету с телефона, начать работать с ручкой и блокнотом, попросить знакомого помочь и заменить),

- как повести себя в ближайшем будущем - по приезду на работу (написать объяснительную)

- что можно сделать, изменить, чтобы обезопасить на будущее (раньше лечь спать)

Пример из жизни - много проблем.

Много разных проблем, проблемы с работой, семьей, деньгами. Аффективное состояние - тревога, волнение, страх, соматические состояния (тяжесть в животе, и др физиология).

Выход из ситуации (осознание - структура - действие).

Поскольку эта ситуация "многослойная", и состоит из нескольких проблем, то важно эти проблемы разделить, чтобы они не накладывались друг на друга. В данном примере их три: семья (отношения с близкими, воспитание детей), работа (отношения с начальством, коллегами), деньги (количество зарабатываемых в месяц/год денег). Поэтому первым шагом важно будет их разделить, стараясь структурировать каждую проблему отдельно, в свое время (не думать о семье на работе, и о работе в семье), выделить это время для решения каждой из задач (продумывания решения). Далее следует осознанность и структуризация по мотивам прошлого примера "про опоздание".

Что делать, если ситуация кажется безысходной, и выхода совсем не видно, либо то, что видно - неприемлемо?

Можно воспользоваться одной из техник на поиск решения.

Пример техники на поиск решения.

Выделяется время и обстановка, чтобы ничто не мешало и не отвлекало. Берется лист бумаги, на котором записывается вопрос, и в столбик записывается 30-50 разных возможных решений. В момент записи следует писать первое что приходит в голову, любой даже самый фантастический вариант.

После того, как список готов, он просматривается, и отмечаются заинтересовавшие хоть немножко варианты.

Список смотрится в третий раз, и напротив каждого заинтересовавшего варианта отмечается в двух словах, что можно было бы сделать, чтобы этот вариант осуществился.

В четвертый раз смотрятся уже сами варианты осуществления задачи, и выбираются те, которые больше нравятся. Они выписываются отдельно.

Выписанные варианты достижения решения задачи, как правило будут являться оптимальным и интересным способом достижения решения.

 

Продолжение. Проблемы, которые нельзя решить техническими методами. 




Что интересного на портале?