Актуальность проблемы.
Симптоматика кризиса среднего возраста достаточно изучена, однако психологические причины, лежащие в его основе, имеют настолько большой дисперсионный разброс, что свести проблему к чему-то единому, представляется маловероятным. Дело в том, что психология, в данном случае, имеет дело с таким количеством переменных факторов, что обнаружить устойчивую корреляционную связь между ними, практически невозможно. Текучесть самого процесса, личностные, половые и гендерные, дифференциации, ситуативные детерминанты, размытость самого временного отрезка кризиса, варианты преобразования кризисной волны и масса других факторов не позволяют создать единую устойчивую целостную картину о характере его протекания, причинах, лежащих в его основе и технологических моделях работы психолога по профилактике и преодолению его травматических влияний. Однако, представляется возможным, определить приблизительное определяющее поле данной проблемы, рассмотреть ее с точки зрения некоторых психологических подходов и наметить модели для практической работы психолога с данной темой.
Особенности кризиса среднего возраста.
Время протекания кризиса среднего возраста принято определять в промежутке между 35 и 45 годами, однако, это условное обозначение, и оно может варьироваться в зависимости от индивидуального восприятия, особенностей протекания психических процессов, привязке личностью симптоматики кризиса к индивидуальным биографическим ситуативным детерминантам. Кроме того, понятие как возрастного кризиса вообще, так и кризиса середины жизни в частности включает в себя три отдельно идущие фактора, характер корреляции между которыми, может быть весьма неоднозначен и противоречив: 1) Критические периоды как инварианты онтогенеза, что предполагает естественные возрастные изменения в режиме скачка на разных уровнях физиологической системы человека. 2) Возрастные кризисы в привязке к социальной системе общества, которая заведомо проецирует на личность ожидания по поводу обретению ею статусов, социальных и гендерных ролей, задает систему возрастных ценностей и т.д. 3) Возрастные кризисы с точки зрения индивидуальной биографии, бифуркационные поворотные точки по отношению к ситуативно – неповторимым личностным моделям восприятия и поведения.
Не вдаваясь в подробности специфики каждого из этих факторов, возможно представить общую типологическую картину психологических симптомов: 1) По мнению Малкиной – Пых «убывание физических сил и привлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек и в годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагался на свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Второй главный вопрос среднего возраста – это сексуальность. У человека среднего возраста часто изменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе».2) Б.Ливенхуд – накладка физической инволюции на психическую. 3) Э.Эриксон - фрустрация, вызванная семантической дивергентностью между планами молодости и их фактической реализацией к периоду середины жизни. 4) М. Пек – болезненное расставание с мечтами молодости, страх изменений, страх отказа от того, что изжило себя 5) Страх, связанный с потерей здоровья, ощущение «черной дыры», застоя, недостаток эмоциональной и «духовной» гибкости, ригидность во взглядах и действиях, недоверие и подозрительность к новому, сопровождение кризиса депрессивными переживаниями, апатия. Снижение интереса к событиям и получению удовольствия от них, систематическое снижение или отсутствие энергии. Переживания по – поводу собственной никчемности, тревога в отношении к своему будущему, потеря смысла и интереса к жизни. (Малкина – Пых).
Что же предсталяет собой процесс кризисаа с точки зрения его структуры?
Несмотря на то, что нижеприведенная модель характеризует более ранние периоды жизненного пути, представляется возможным ее представление и в контексте кризиса середины жизни.
С точки зрения фаз или этапов самого кризисного процесса, можно выделить (по Л. С. Выготскому) предкритическую, критическую и посткритическую фазы. В самой критической фазе происходит обострение противоречий, кульминация кризиса и воплощения идеальной формы будущего «Я» путем проб взаимодействий с реальностью. В результате таких апробаций происходит метаморфоза по перестройки идеальной формы в реальную. Посткритическая фаза характеризуется созданием новой социальной ситуации развития и интеграцией личности в новую ведущую деятельность.
Один из представитель школы психосинтеза Э. Йоханес, также, разделяет кризисный процесс на три периода, но, по несколько иному критерию – периоды разрушения, промежуточный период и период созидания, особое внимание уделяя периоду разрушения, периоду «маленьких» «необходимых смертей» старых контактов с реальностью и восприятия на этой базе. Промежуточный период - период переоценки ценностей и стагнации, характеризуемый тем, что новых моделей мышления и поведения еще не создано, а период актуализации старых прошел.
Практические модели работы психолога в парадигмах разных подходов и школ.
Модель 1.
Л.С. Выготский. Возрастной кризис, предполагает предшествующий ему период стабильности, в который происходит формирование личностных новообразований, потенциальная энергия которых, будучи актуализированной новой ведущей потребностью на базе этих новообразований, приводит к разрушению сформировавшей ее социальной ситуации и созданию новой ситуации, адекватной этим новообразованиям. Характер протекания кризиса зависит от индивидуальных особенностей личности и социальных условий поля для ее реализации. Таким образом, по Выготскому, кризис задан предшествующим стабильным периодом, как его естественный результат, а не особенностями пребывания личности в сегодняшней ситуации, которая лишь номинально может интерпретироваться ее как актуальная. С точки зрения философских категорий причины и следствия, причина, приведшая к кризису, находится в прошедшем времени (в стабильном периоде), а само поле кризисного процесса, то есть его особенности и ситуации, к которым его привязывает его носитель, есть следствие, которое может ложно идентифицироваться им как актуальность. С практической точки зрения позиция Выготского, несмотря на то, что она имеет непосредственно отношение к дошкольному и школьному возрастам, может быть интересна диагностикой новообразований предшествующего стабильного периода в качестве причины, приведшей к кризису и в качестве схемы работы психолога с возрастными кризисами. Как утверждает Л.И. Божович «к таким новообразованиям относятся, например, сознательно поставленные цели, нравственные чувства, убеждения - словом, все высшие системные новообразования, которые характеризуют личность».
С чем же связаны эти новообразования? По Божович, эта область охватывает мотивационную сферу личности, интеллект, волю, эмоции, аффективно – потребностную сферу, доминирование той или иной направленности личности. Проще говоря, все это, сформированное в предшествующий стабильный докризисный период нуждается в изменении, и на базе новообразований хочет обрести новую форму для своего воплощения, интериоризоваться, стать неотъемлемыми чертами и свойствами личности, адекватными новым целям и задачам, созданным по причине новообразований.
Исходя из этого, непосредственная работа с клиентом может быть построена по следующему плану:
1. Заполнение таблицы новообразований клиента.
Цели
Нравственные чувства
Убеждения
Ценности
Идеалы
Мировоззрение
Озарения
2.Заполнение таблицы структуры личности, конгруэнтной новообразованиям, по мнению клиента (какое качество структуры личности, по мнению клиента, соответствует или коррелирует с каждым из новообразований?).
Интеллект
Воля
Мотивационная сфера
Эмоционально – аффективная сфера
Направленность личности
3. Создание этапов работы совместно с клиентом по принципу приоритета более значимого новообразования.
4.Наработка навыков конгруэнтности структурных личностных качеств новообразованиям при помощи следующих техник:
А) Для преодоления ригидности и инертности мышления, самоограничений:
Мозговой штурм (персонально или совместно с психологом).
Метод контрольных вопросов (для придания направленности мыслительному процессу клиенту предлагается их заранее составленный перечень).
Метод фокальных объектов (перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.)
Стратегия Уолта Диснея (этот инструмент предназначен для разработки инновационных идей, проектов. Еще его называют «Цикл Уолта Диснея»).
Суть модели: поочередное «перемещение» человека или группы людей по трем ролям: Мечтатель, Критик, Реалист. Классическая модель: один круг по ролям и выход в конце в Реалиста. Можно делать несколько кругов по трем ролям, обязательно закончить в роли Реалиста.
В каждом из нас есть Мечтатель, Реалист и Критик. Творчество как процесс подразумевает координацию внутреннего Мечтателя, Реалиста и Критика.
Мечтатель без Реалиста не может реализовывать свои идеи. Критик и Мечтатель без Реалиста застревают в бесконечном конфликте. Мечтатель и Реалист могут вместе творить, но без Критика их идеи не будут достаточно хороши. Критик помогает оценивать и улучшать продукты творчества.
Мечтатель – «Все возможно»
Мечтатель придумывает новые идеи и новые цели для будущего. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок.
Реалист – «Как это сделать?»
Реалист превращает идеи в конкретные воплощения. Здесь мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя.
Критик - «Что не сработает?»
Техника «Три стула» - 1 – рацио, 2 – интуиция, 3 – интеграция – «ваше интегрируещее Я сказало...».
Б) Для эмоционально – волевой саморегуляции и самоконтроля:
Погружение в роль для подражания.
Визуализация образа прошлого эмоционально – значимого адаптивного состояния.
Метод эмоциональной диссоциации («Я» дистанцируется от эмоционально – деструктивных реакций, навязанных средой).
Метод наблюдения за внутренними ощущениями, связанными с эмоциями. Управление эмоцией с позиции наблюдателя.
Расслабление мимической мускулатуры и контроль за ритмом, частотой и глубиной дыхания.
В) Для активации мотивационной сферы:
НЛП –техника работы с модальностями (техники по созданию мотивации, включают в себя работу по изменению субмодальностей относительно нового предмета- стимула, проще говоря, об изменении его восприятия. Для этого необходимо выбрать предмет из прошлого опыта, максимально близкий по содержанию, мотивация по отношению к которому была в наличии, и заякорить разницу в восприятии прежнего и нового стимулов. Следующий шаг заключается в осуществлении переноса способа восприятия прежнего предмета на новый стимул. Это достигается благодаря изменению характеристик субмодальностей в нужном нам направлении. Например, если картинка образа стимула вызывает гнетущее ощущение и целостно окрашена в нашем представлении в черно- белые тона, необходимо сделать ее цветной. Адаптивно изменив свое отношение к новому предмету- стимулу, мы способствуем его познанию, что способно активировать действия по его овладению. Так, с точки зрения НЛП, возникает управление мотивационной динамикой).
Г) Для наработки навыков конгруэнтности качеств личности и новообразований:
Техники психосинтеза Р.Ассаджиоли: работа с субмодальностями, «встречи» и «диалоги» новообразований личности (целей, нравственных чувств, убеждений, ценностей, идеалов) с конгруэнтными им качествами, которых не хватает личности (качества интеллекта, воли, мотивационной и эмоционально – аффективной сфер, направленности личности).
Работа с техниками трансактного анализа по схеме:
1.Анализ ситуаций, в которых происходила актуализация ролей «ребенка» и «родителя» с точки зрения интеллектуальных, волевых, мотивационно – аффективных качеств и общей направленности личности.
2.Интеграция ролевой позиции «взрослого» в проекции прошлого опыта.
3. Интеграция «взрослого» в ситуативные проекции будущего.
Модель 2.
К. Н. Поливанова рассматривает возрастной кризис как переход реальной личностной формы в идеальную, созданную на базе Я- концепции. Трудности этого перехода могут заключаться в антирефлексии новой формы, то есть в отсутствии опыта проживания и наработке реальных когнитивных эмоциональных и поведенческих паттернов, адекватных ей для ее воплощения. С этой точки зрения причина кризиса находится не в прошлом, а в будущем гипотетическом времени, формирующем модель пребывания личности нового уровня формы, обусловленной неполнотой ее пребывания в настоящем. Новая идеальная форма существования, будущего в настоящем служит в качестве интегративной причинности, способной реорганизовать ингредиенты реальной личностной формы настоящего, придав им ценностный смысл и направление движения. Трудности данного перехода сопряжены с законом редукции (упрощения) самой идеальной статической модели новой формы относительно ее реализации, связанной с постоянно изменчивыми реальными и психологическими феноменами, как во внешней среде, так и в системе самой личности. Именно поэтому, с точки зрения данной парадигмы, личность претерпевает фрустрацию, преодолев которую, она входит в уровень белее широких возможностей, задаваемых уже средуцироаванной идеальной формой, которая, по мере преодоления личностью возрастного кризиса, приобретает черты формы реальной.
Таким образом, практическое применение данной точки зрения может заключаться в продвижении клиента от реально существующей личностной формы к идеальной форме ее воплощения путем наработки когнитивных, эмоциональных и поведенческих паттернов для ее реализации в орбите новых возможностей.
В соответствие с этим, непосредственную работу с клиентом можно построить по следующему плану, исходя из клиент – центрированного подхода К. Роджерса, методов когнитивно- поведенческого направления и некоторых других:
1.Описание Я – реального в восприятии клиента.
2.Описание Я – идеального в восприятии клиента.
3.Исследование организмического опыта, принимаемого Я- концепцией.
4.Исследование организмического опыта, не принимаемого Я – концепцией и исследование, сопровождающих этот процесс невротических симптомов, символически представляющих в сознании неассимилированный отвергнутый опыт. Исследование условий ценности Я – концепции в сознании клиента и переживаний, не согласующихся с Я- концепцией, ощущаемых как угроза, поиск приятных для клиента напряжений в орбите его возможностей.
5.Техники, могущие помочь в самопринятии отвергнутого опыта:
а) символическое примирение «принимаемого» и «отвергаемого» при помощи проективных рисунков, с усилением терапевтического эффекта по методике присоединения воображаемого позитивного образа к негативному элементу опыта для ситуации угашения последнего;
б) когнитивный синтез - перевод в позитивный запрос неадаптивных формулиовок и формирование адаптивных представлений с последующим закреплением;
в) техника реатрибуции – изменение акцентов в восприятии, ошибки восприятия, формирование позитивных выводов. Совмещение с методами арт – терапии, поиск новых цветовых решений общей картины проблемы;
г) правдоподобное переформулирование – создание у клиента адаптивного представления;
д) работа с ориентацией сожалеть, негативными фильтрами, обесцениванием;
е) поиск символических точек соприкосновения между «принимаемым» и «отвергаемым» и работа с ними при помощи техник психосинтеза;
6.Создание модели новых возможностей с наработкой когнитивных, эмоциональных и поведенческих паттернов:
а) имаго-метод Вольперта для научения адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях; ежедневное воспроизведение своего «Я» - идеального, путем присоединения к литературным персонажам, наработка их качеств;
б) диалоги Я – реального с Я – идеальным;
в) «Шейпинг» - цепочка последовательных шагов для новой модели поведения;
г) «Сцепление» - то же самое, но в обратном порядке;
д) «Фединг» - затухание; работа со страхами – предъявляется пугающий стимул - слайд, вызывающий тревогу; параллельно с ним – слайд, вызывающий успокоение, пока не снизится уровень тревоги, то есть влияние пугающего стимула- слайда;
е) работа с «гремлинами» внутри себя - 1.боязнь мечтать, 2.отождествление себя с жертвой, 3.отождествление себя с системой и невозможность что – либо изменить;
ж) работа с внутренним саботажником (аргумент – контраргумент);
з) метод Диснея - мечтатель, реалист, критик;
к) упражнение «Научитесь слушать другого»;
л) модификация упражнения «Театр: пьеса, которая устроит всех»;
м) работа с результатом: Создание шкал самооценки.
Модель 3.
Интересную позицию можно наблюдать у выдающегося психолога советского периода, одного из фундаторовдеятельностного подхода А.Н. Леонтьева, разделявшего понятия «критический период» и «кризис». «Критический период» возникает при неизбежном процессе смены стадий психического развития, что связано с механизмом возникновения новых мотивов, которые, по Леонтьеву лежат за пределами личности, что является естественным и необходимым. «Кризис» же возникает по причине неадекватного управления со стороны среды процессом «критического периода» роста личности. Этим самым, причина возникновения кризиса, как аномального психологического феномена, сдвигается в социальную среду, создающую фрустрацию для интеграции ее в новый вид деятельности, связанный со сформировавшимся новым мотивом.
Нечто похожее можно наблюдать и в парадигме И. Г. Малкиной – Пых. Сущность кризиса она усматривает в следующем: с одной стороны, психическая реальность человека на данный момент, с другой – объективная действительность, противоречащая его прежнему опыту, которую индивид хочет преобразовать. Это вызывает затруднения по причине отсутствия нужных механизмов для ее преобразования. Что же может представлять эта объективная действительность, которую необходимо преобразовать? Вполне вероятно, это новые социальные роли, другие запросы социальной ткани по отношению к личности с одной стороны, и ситуативные конструкты, которые запрашиваются самой личностью на базе новых потребностей. Так или иначе, причины, лежащие в основе кризиса, в основном, находятся за пределами личности. Следовательно, работа психолога, в этом случае, может заключаться в активации и наработке приспособительных адаптивных функций сознания, адекватных новым социальным запросам для преобразования личностно – значимой действительности.
Схема работы психолога с клиентом может включать в себя следующие аспекты:
1.Создание таблицы несоответствий психической реальности клиента с объективной действительностью, требующей преобразований:
Психическая реальность клиента
Сферы объективной действительности, требующие преобразований.
Ценности и
убеждения
1.Профессиональная деятельность.
2.Социальные и гендерные роли.
3. Область коммуникаций.
4.Область личностной интеграции в группы.
5.Физиологическое состояние организма.
Профессиональные
достижения
Я – концепция
Стремления
Восприятие времени
Эмоции
Конфликты
Прогрессия
социальных
ролей
Восприятие физиологических
изменений
2. Принцип работы с выявленными несоответствиями, может быть построен на базе психологической, социальной и физиологической адаптации по отношению к сферам объективной действительности, требующей преобразований. Сложность пребывания в кризисе середины жизни может быть сведена, в этом случае, к недостатку регуляции адаптационных возможностей на физиологическом и психологическом уровнях, связующим звеном между которыми является, по М.А.Маклакову, эмоциональная сфера личности (техники эмоциональной регуляции описаны выше). Таким образом, работа с выявленными несоответствиями будет включать в себя следующие задачи:
Задачи диагностического этапа.
А) Исследование адаптационного барьера относительно сфер объективной действительности, требующей преобразований.
Б) Исследование фрустрирующих ситуаций в сферах действительности.
В)Исследование конфликтов:
- внутриличностных конфликтов в психической реальности клиента между идеалами, убеждениями, стремлениями, притязаниями, Я – концепцией и т.д.;
- межличностных ситуативных конфликтов;
-ролевых конфликтов;
- профессиональных конфликтов;
Г) Исследование симптоматики кризиса: -
-беспокойство относительно будущего
- безрадостное проведение отдыха
- ощущение расшатывающегося здоровья
- негативная переоценка отношений с родителями и детьми
- негативная переоценка супружеских отношений
- негативная оценка карьерного пути и текущей работы
- духовные искания, поиск смысла жизни, обращение к религии или эзотерике
- увеличение стрессов от ухода за престарелыми родственниками
Д) Исследование новообразований на базе новых потребностей и новых ведущих мотивов.
Коррекционный этап.
1.Активация потребностей и мотивов, адаптированных в данной социальной среде клиента (в профессиональной среде, в социальных и гендерных ролях, в области иных коммуникаций) путем перевода их из области предсознания в актуальный запрос (на основе теории личности психоанализа).
2.Угашение потребностей и мотивов, неадаптированных для данной среды – ситуации:
А) наработка консонансных когнитивных и эмоциональных паттернов на базе теорий научения;
Б) работа со смежным полем желаемого и действительного;
В) преодоление когнитивно – эмоционального диссонанса (на основе теории диссонанса Леона Фистингера);
3.Активация мотивации для интеграции личности в группы поддержки.
4.Работа с прогрессией социальных и семейных ролей и статусов относительно общей ролевой триады трансактного анализа Э.Берна «ребенок», «родитель», «взрослый».
5.Прояснение и пошаговая коррекция отношений «адаптация- ситуация» с заполнением следующей таблицы (с применением гештальт - принципа, согласно которому проблемная ситуация разрешается в момент усмотрения в ней новой целостности, новой структуры (гештальта).
Адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации. В этом случае адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает только сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности).
Адаптация с сохранением ситуации. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.
Шаг 1.
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 2.
6.Методика работы с конфликтами по классификации К.Левина, К.Ховленда, Р.Сирса:
А) Конфликт «приближение – приближение» (равнозначность фактора, цели или ценности, порождающая точку равновесия,- «Буриданов осел» между двумя охапками сена). По мере приближения к одной из целей, ее притягательная сила возрастает, а притягательность другой уменьшается.
Б) Конфликт "избегание-избегание"(две отрицательные ценности имеют примерно одинаковую силу). Принцип работы основан на выборе «меньшего из зол».
В) Конфликт "приближение-избегание". В такую конфликтную ситуацию попадает человек, который вынужден за вознаграждение выполнять неприятную работу. Нахождение внутреннего ресурса для преодоления фрустрации возможно путем переоценки ситуации как «временной», однако необходимой для дальнейшей поведенческой стратегии.
Г) Конфликт "парных притяжений-отталкиваний". Парными эти притяжения-отталкивания называются потому, что по каждому параметру одна цель привлекательна, а другая непривлекательна, хотя по ряду параметров обе цели могут оцениваться одинаково. Прогресс выбора может быть найден методом ценностной оценки самих параметров путем простройки семантических связей со смыслами более высокого ценностного порядка.
Модель 4.
Эпигенетический концепт Э. Эриксона. «Нормативный» кризис, по Эриксону, это высшая точка напряжения конфликта, происходящего внутри личности, обусловленная как генетически так и социальными институтами общества. Созревание определенных качеств, неизбежно предполагает постановку нових задач, а задачи, поставленные жизнью, относительно среднего возраста, требуют от человека познание нових форм для их реализации. Наиболее значимими для людей в этом периоде, являються профессиональные достижения, достижения в воспитании детей, комплексная реализация потенциала во всех областях. От того, насколько удается личности реализовать или нереализовать эти новые задачи, зависит и характер протекания кризиса, имеющего двухвекторную направленность. Продуктивность или застой (замкнутось, ригидность, стереотипность поведения) характерны для движения личности в середине жизненного пути. Кроме того, на характер протекания кризисна в значительной мере влияет успешность решения задач предшествующего периода. Этот подход может помочь в прояснении особенностей характера протекания кризиса как по отношению к ведущим в этот период областям деятельности, так и по отношению к ведущим областям предшествующего периода.
Коррекционная работа психолога, в это случае, может предполагать решение задач по интеграции событий – времен (прошлые достижения и перспективы на будущее) в единое ценностно – временное поле:
1.Анализ достижений предшествующего периода как базового ресурса для реализации будущей перспективы.
Анализ достижений предшествующего периода
Профессиональных
Статусных
Ролевых
Финансовых
Экзистенциальных
2.Постройка форм новой реализации:
А) Осознание клиентом компонентов формирования представлений о новой жизненной перспективе:
- Составляющие формирования представлений о новой перспективе (на основе диссертационного исследования Ипполитовой Е.А.):
Ценностно- смысловая
Эмоциональная
Когнитивная
Поведенческая
Б) Поиск в достижениях предшествующего периода корреляционных связей с особенностями ценностно- смысловой, эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферами.
В)Создание совместно с клиентом приблизительного плана будущей перспективы развития.
Г)Внедрение акмеологического подхода; поиск механизмов развития или компенсации, когда преимущество в развитии одного качества какой- либо из сфер личности и отраженного в таблице достижений, способно восполнить недостаток другого, необходимого для воплощения плана будущих достижений на ближайший год (согласно исследованиям Ипполитовой Е.А. у лиц, переживающих кризис среднего возраста, более отдаленная перспектива размыта, либо отсутствует вовсе).
Модель 5.
Г. Крайг исходит из той точки зрения, что в различные периоды жизненного пути существует естественная активация какой- либо ведущей способности или свойства личности, воздействие на которые со стороны среды приводят либо к их развитию, либо к их стагнации. В период этой активации (роста) эти способности или свойства максимально оголены и «определенный средовой фактор способен вызвать эффект». Сущность кризиса, таким образом, связана с травмой этой способности, а причина его усматривается как в естественной активации ведущей способности, так и в среде, способной развить, или блокировать ее развитие (двухфакторная модель). На основе данной двухфакторной модели представляется возможным попытаться определить ведущее личностное свойство клиента в период кризиса и отследить факторы внешней среды, способствующие ее росту или ее блокаде. Однако, по Собчик Л.Н., «ведущая тенденция», понятие более емкое, чем «черта», «свойство», «состояние», так как объединяет их всех. Исходя из ее исследований, можно выделить следующие «ведущие тенденции», которые определяют направления и трансформации личностных свойств и состояний в разные периоды жизни и на разных уровнях самосознания:
1) Тревожность
В норме – «осторожность при принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде».
При отклонении – «состояние повышенной тревожности, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям».
2)Стеничность (агрессивность).
В норме – «соответствует тенденции к самоутверждению и активной самореализации.
При отклонении – «проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или криминальных действий».
3) Интроверсия.
В норме – «обращенность индивида в мир собственных переживаний и фантазий, замкнутость, социальную пассивность».
При отклонении - «патологическое заострении этой тенденции проявляется как аутизм».
4) Экстраверсия.
В норме – «общительность, обращение в мир реально существующих ценностей, социальная активность».
При отклонении – «избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность».
5) Спонтанность.
В норме – «это раскованное самоутверждение, наступательность, предприимчивость и стремление к лидированию».
При отклонении - «импульсивность и противоправное поведение».
6)Сензитивность.
В норме – «проявляющаяся чувствительностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, конформностью».
При отклонении – «перерастает в депрессивное состояние, а в сочетании с «интровертированностью» и «тревожностью», формирует атрибутику типологической «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры».
7) Ригидность.
В норме – «характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности».
При отклонении – «эксплозивность (взрывные реакции) и паранойяльность».
8) Лабильность.
В норме – «отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания)».
При отклонении – «перерастающая в истерический паттерн поведения»
«Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дериватные свойства, проявляющиеся в стиле межличностного поведения индивида. Это - "конформность", "компромиссность", лидерство" "коммуникативность", "социальная пассивность", "социальная активность, "индивидуализм","неконформность". Среди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмотивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства. Среди мужчин чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и тугоподвижных свойствах нервной системы. Кроме того, некоторые сочетания не соседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация "спонтанности" с "интроверсией" характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между "интровертированностью" и "экстравертированностью") свойственна циклотимным личностям.
Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнительном анализе с типологическими особенностями позволило обнаружить следующие закономерности: социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик и освоение новой информации им дается легче через разговорное общение. Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы.
Спонтанные, неконформные личности больше ориентированы на собственную интуицию. Для спонтанно-стеничных личностей характерна тяга преимущест-венно к двигательной активности. Социально пассивные интроверты в большинстве своем относятся к левополушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информацию). Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Их стиль мышления - системный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из отдельных составляющих деталей.
Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от предиспозиции» (Собчик Л.Н. "Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования").
Так как данная модель работы психолога (модель № 5) включает в себя только диагностический этап по прояснению ситуации, то ее, возможно, сконцентрировать в объеме следующих задач:
- Определение ведущей тенденции личности на основе рекомендаций Собчик Л.Н.:
А)Индивидуально- типологический опросник ИТО (см. приложение 1.).
Б)Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный тест ММРI (для объективации картины внутреннего «Я» индивида).
В)Тест межличностных отношений ДМО (показывает, как соотносится субъективная самооценка с идеальным "Я").
Г)Метод цветовых выборов МЦВ или адаптированный тест Люшера обрисовывает особенности актуального состояния.
Д)Тест Сонди (для раскрытия глубинных механизмов психологического конфликта и корней патологических проявлений).
Е)Интеллектуальный тест Айзенка – Горбова.
Ж)16- факторный опросник Кеттела.
2. Определение особенностей средовых факторов, непосредственно определяющих ведущую тенденцию при кризисе середины жизни:
Факторы среды:
А)Ситуативные фрустрирующие, вызывающие напряжение и чувство тревоги, отчаяния, перерастающие в гнев, раздражение и готовность к агрессивным действиям. Ситуации противоположные.
Б)Коммуникативные барьеры и порталы открытого доступа.
В)Статусно- ролевые факторы, блокирующие или способствующие прогрессу ведущей тенденции.
Г)Профессиональные достижения и деформации, связанные с приобретением и потерей, деструкцией, нарушением личностной целостности.
Д)Экзистенциальные –близки к проблемам выбора, смысла, смерти, свободы, изоляции и бессмысленности (по Ирвингу Ялому).
3.Корреляционный анализ особенностей взаимодействия и проявлений между средовыми факторами и ведущей тенденцией личности.
4.Создание на этой базе целостной наглядной корреляционной картины по принципу типизации и системности.
5.Постройка коррекционного плана работы на основе гештальт – прнципа контакта со средой.
Модель 6 .
Д.Левинсон связывает сущность кризисов с особенностями режимов психических и поведенческих процессов, когда способы самореализации становятся предметом анализа, а перспектива возможностей – предметом поиска. Соответственно, в стабильные предкризисные периоды, данные режимы не были активированы или, по крайней мере, их активация не представлялась необходимой в такой степени. С практической точки зрения, этот подход может оказаться полезным для продвижения клиента в орбите новых потенциальных возможностей, оценки личностных качеств и анализа ситуативных моделей, необходимых для этого:
Режимы психических и поведенческих процессов.
Способ самореализаии
(режим анализа)
Перспектива возможностей
(режим поиска)
Способ 1,способ 2…
Перспектива 1, перспектива 2…
Так как активация данных режимов в кризисный период становится необходимостью, то коррекционная работа психолога может заключаться, в этом случае, в помощи клиенту, как по овладению режимом анализа при самореализации, так и по выработке навыка режима поиска перспектив возможностей, основанных на теориях научения (социального научения, в том числе) поведенческого и когнитивно - поведенческого подходов.
Модель 7 .
К.Г. Юнг считал кризис среднего возраста, в который «душа человека меняется удивительным образом», встречей со своим бессознательным, которое выводит его к диалогу со своей самостью и к которому он не готов, что, собственно, и провоцирует его обострение. Прежний период жизни он связывал с экстенсивной позицией завоевания и расширением жизненного пространства, что в вольной интерпретации автора статьи можно рассматривать как жизнь в ведущем режиме познания мира. Для встречи со своим бессознательным необходимо сместить свою позицию к познанию себя и своей самости и тогда вторая половина жизни наполнится смыслом для достижения мудрости, кульминации творчества. Иначе человека постигает отчаяние и бессмысленность существования. В этот период учащаются невротические депрессии и расстройства.
Задача практического психолога, в этом случае, может заключаться в облегчении этой «встречи», придании движения по второй половине жизни режима, адекватного этому новому открывшемуся смыслу, наработке иных паттернов взаимодействия с теперь уже новой ценностной реальностью.
Технически в этом могут помочь методы юнгианской символдрамы, юнгианской арт- терапии и юнгианской психодрамы, так как именно они на базе создания энергетического баланса способны открыть доступ к самости, как к своей уникальности и единству со всем человечеством.
Приложение 1.
Индивидуально-типологический опросник
Л.Н. Собчик (ИТО)
Эта методика, разработанная Л.Н. Собчик, несмотря на свою лаконичность является весьма информативной. В первую очередь, с помощью ИТО легко определяются типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов профессиональной деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. Время выполнения теста - 30 минут.
Инструкция. Прочитав каждое утверждение реши верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, поставь «+». Если оно неверно, то поставь «-».
Опросник
- Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним (искренней).
- У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.
- Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.
- Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.
- Я очень редко заговариваю первым (первой) с незнакомыми людьми.
- Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.
- Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.
- Я часто тревожусь по пустякам.
- В моих неудачах виноваты определенные люди.
- Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.
- Меня мало касается все, что случается с другими.
- Мне интересны яркие, артистичные личности.
- Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.
- В шумной компании я чаще всего в роли только наблюдателя.
- Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.
- Я - человек абсолютно правдивый и искренний.
- Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.
- Меня часто тянет к шумным компаниям.
- Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.
- Мне всегда приятно заводить новых знакомых.
- Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.
- Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен(а) в своей правоте.
- Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
- Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мной порядок.
- Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.
- В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.
- Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.
- Я чрезвычайно чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих меня людей.
- Я могу, не смущаясь, дурачиться в веселой компании.
- Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.
- Я никогда не поступаю как эгоист (эгоистка).
- Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.
- Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один (одна), не в присутствии многих людей.
- Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.
- Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.
- Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.
- Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.
- Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.
- Я всегда бываю упрям(а) в тех случаях, когда уверен(а) в своей правоте.
- Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.
- Никто не может навязать мне свое мнение.
- Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.
- Я могу изменить свое мнение под давлением окружающих.
- В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с соседями по купе.
- Я никогда не вру.
- Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
- Я вечно ничем недоволен (недовольна).
- Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.
- Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.
- Мне нравится командовать другими.
- Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
- Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.
- Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.
- Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.
- Мое настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.
- Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.
- Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.
- Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.
- Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.
- Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.
- Меня любят все мои друзья.
- У меня трагичная судьба.
- У меня много близких друзей.
- Я-самый несчастный человек на свете.
- Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идет о моих проблемах.
- Я стараюсь быть таким (такой) «как все», не выделяться среди других.
- Я - человек спокойный, уравновешенный.
- Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.
- Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям погоды.
- Я не люблю присутствовать на шумных застольях.
- Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.
- Я люблю ходить в гости.
- Мне все равно, что обо мне думают окружающие.
- Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.
- Я никогда не испытываю желания выругаться.
- Я никого никогда не обманывал(а).
- Мне никто не нужен, и я не нужен (не нужна) никому.
- Я - человек застенчивый.
- Мне ужасно не везет в жизни.
- Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.
- Я бы очень переживал(а), если бы кого-то задел(а) или обидел(а).
- Меня ничем не испугать.
- Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.
- В своих неудачах я в первую очередь виню самого (саму) себя.
- Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.
- Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.
- Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».
- Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.
- Малейшая неудача резко снижает мое настроение.
- Я никогда не сержусь.
- Я отвечал(а) на все вопросы очень правдиво.
Бланк ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
Ключ к ИТО
L. Ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
верно: 16,31,45,46,60,61,75,76,90
F. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
верно: 2,17,32,47,62,77,64,79
неверно: 91
I. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
верно: 12,27,29,42,44,72
неверно: 14,57,87
II. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
верно: 4,19,21,34,49,50
неверно: 6,65,80
III. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
верно: 7,22,36,37,51,53,68
неверно: 66,81
IV. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
верно: 9,24,26,39,41,56
неверно: 71,83,86
V. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
верно: 3,5,33,35,48,78
неверно: 18,20,63
VI. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
верно: 15,28,43,59,89
неверно: 11,13,30,74
VII. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
верно: 8,23,38,52,54,69,84
неверно: 67,82
VIII. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)
верно: 10,25,40,55,58
неверно: 70,73,85,88
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы "ложь" и "аггравация"):
- · 0-1 балл – гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
- · 3–4 балла (норма) – гармоничная личность;
- · 5–7 баллов (умеренная выраженность) – акцентуированные черты;
- · 8–9 баллов (избыточная выраженность) – состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация.
На круговой диаграмме 8 шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п.
рис. 1
Например, ответ на первый вопрос не засчитывается; 2-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале аггравации; 3-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале интроверсии (V); 4-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале II; 5-й пункт со знаком «+» добавляет еще 1 балл по шкале интроверсии; 6-й пункт ответ «неверно» добавляет 1 балл по шкале спонтанности (II шкала); 7-й пункт со знаком «+» - 1 балл по шкале агрессивность (III) и т.д. Таким образом получаем сумму значимых ответов «Верно» и «Неверно» по каждой шкале. Затем эти данные выносятся на схемы (рис. 1) в виде точек, которые потом соединяются ломаной линией, обрисовывая индивидуально-типологический профиль (рис. 2).
рис. 2
Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4 баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т. д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам.
По шкалам "аггравация" и "ложь" можно судить о надежности полученных результатов: высокие показатели по шкале "ложь" выявляют неискренность и тенденцию показать себя в лучшем свете; высокие показатели по шкале "аггравация" выявляют стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера; если хотя бы по одной из этих шкал набрано более 5 баллов, данные недостоверны.
Основные источники:
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб., 2005. — 940 с.
Малкина-Пых, И. Г. Психология возрастных кризисов / И.Г. Малкина-Пых. – М., 2005. – 416 с.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т / Л.С. Выготский. - М., 1984. -Т. 4.
Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. - М , 1983.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. - М., 1996. – 218 с.
А.А.Налчаджян, Социально-психическая адаптация личности(формы, механизмы истратегии). Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988
К.Г. Юнг. Проблемы души нашего времени.
Ханскарл Лёйнер «Учебник Кататимно-имагинативной психотерапии»(можно посмотреть).
Собчик Л.Н. "Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования").
Автореферат кандидатской диссертации по теме "Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни" Ипполитовой Е.А
Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса = A theory of cognitive dissonance / Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. — СПб.: Ювента, 1999.
Маклаков А.Г. Общая психология.