Пойми меня! Или как наладить доверительные отношения в приемной семье

ПРОЕКТ «ПОДРОСТОК»

(12-14 лет)

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«ПОЙМИ МЕНЯ!

ИЛИ КАК НАЛАДИТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ»

Автор - составитель Матосова Е. Ю.

г. Москва 2016 год. 


Паспорт программы тренинга

«Пойми меня! Или как наладить доверительные отношения в приемной семье»

Актуальность программы

Подростковый возраст относится к критическому периоду жизни человека и традиционно рассматривается как период отчуждения от взрослых. Характеризуется он появлением ряда специфических черт и особенностей личности, а также появлением в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость и личностную автономию.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода.
Для подростков, принятых в семью на воспитание этот период осложняется наложением дополнительных задач, с которыми они в этот момент вынуждены сталкиваться. Такими задачами становятся адаптация в семье, смена социального значимого окружения, места учебы, привычного быта и самоопределения.
К этому необходимо добавить то, что это не обычные подростки, а особенные дети, пережившие душевную травму и имеющие нарушения в формировании привязанности.
Находясь в учреждении, они не могут развиваться полноценно, и у таких детей часто диагностируется задержка психического развития. Это значит, что они не соответствуют своему биологическому возрасту по уровню развития.
Чтобы такой ребенок мог нагнать свой биологический возраст, приемному родителю придется пройти вместе с ним те этапы, которые были пропущены в раннем детстве, и воспитывать ребенка так, как если бы он был моложе своего возраста.
Подростку, воспитывающемуся в приемной семье, полезна психотерапевтическая поддержка в группе, а его приемным родителям необходимы особые знания по вопросам воспитания приемных детей.
Для решения вышеизложенных задач был разработан проект «Подросток».

Цель тренинга: помочь детям адаптироваться в приемной семье, приобрести эффективные коммуникативные навыки, наладить доверительные отношения с приемными родителями, найти свои внутренние ресурсы.

Задачи тренинга: создать атмосферу поддержки со стороны психолога и других участников группы, помочь подросткам пережить душевную травму, уменьшить тревогу, поверить в себя, показать эффективные способы выстраивания отношений в семье.

Ожидаемые результаты
1. Родители и дети получат теоретические и практические знания, которые помогут им проходить адаптационный период более успешно.
2. Дети и их приемные родители смогут лучше узнать друг друга, эмоционально сблизиться.
3. Участники получат инструменты, с помощью которых смогут эффективно строить отношения в семье, избегая конфликтов или успешно разрешая их.
4. У детей и родителей уменьшится тревога, спадет напряжение, связанное с произошедшими изменениями в их семьях.
5. Между приемными родителями и подростками наладятся доверительные отношения. В семьях возникнет атмосфера принятия.

Аудитория участников: подростки 12-14 лет, принятых в семью на воспитание и их приемных родителей.

Количество участников 8-12 человек в группе.

Форма занятий - тренинг. Группа является закрытой.

Тренинг состоит из 10 занятий по 3 астрономических часа, каждое из которых посвящено определённой теме. Занятия с подростками проводятся 1 раз в неделю параллельно с родителями. Пятое и десятое занятие проводятся для детей и родителей совместно.

Структура занятий
• Приветствие и эмоциональный разогрев участников.
• Обсуждение заявленной темы.
• Упражнения по теме (в том числе заполнение бланков и анкет).
• Позитивное подкрепление «Ромашка».
*Это упражнение не будет описываться в каждом занятии подробно, во избежание повторений, поэтому цель и инструкция описана здесь.
Цель: Подкрепить желание участвовать в упражнениях, поощрить участников, вызвать интерес к дальнейшим заданиям.
Описание. Участники получают поощрительные лепестки, в соответствии с активностью на занятии и соблюдении принятых правил, кружок - серединку для цветка, и клеят из них ромашку.
В дальнейшем, «ромашки» могут быть использованы, как бонусы для чего либо, на усмотрение тренера.
• Подведение итогов встречи. Шеринг.
* Это упражнение также не будет описываться в каждом занятии подробно, так как оно идентично и не модифицируется.
Цель: Получить обратную связь. Рефлексия.
Описание: Каждый из участников делится своими впечатлениями от занятия. Описывает свое эмоциональное состояние, в котором он пребывает по окончанию группы. 

Материалы, необходимые на каждое занятие
• музыкальный центр, флешка с необходимой музыкой для каждого занятия;
• флипчарт с бумагой и фломастерами для него;
• планшеты, по количеству участников;
• листы бумаги А4;
• ручки, по количеству участников;
• цветные карандаши;
• фломастеры;
• клей, лепестки и серединки для ромашки.
Далее, в плане каждого занятия, разделе «материалы» вышеперечисленное не будет повторяться, но будет дополняться тем, что необходимо помимо этого.

Порядок зачисления в группу: семья, желающая принять участие в тренинге, предварительно проходит собеседование в индивидуальном порядке.
Взрослые дают свое согласие на оказание психологических услуг себе и ребенку, согласие на обработку персональных данных и подписывают договор.

Оказание психологических консультаций в рамках проекта: в период проведения тренинга, семьям рекомендовано обращаться за психологическими консультациями в индивидуальном порядке по актуальным для них вопросам. Форма обращения допустима очная, по телефону или по скайпу, один раз в неделю.

Выездное мероприятие: после завершения цикла из 10 занятий, всем участникам тренинга рекомендовано принять участие в выездном практическом трехдневном семинаре, для закрепления полученных знаний и получения дополнительного опыта.
Это мероприятие является кульминационным и завершающим в проекте «Подросток», программа которого прилагается отдельно.


Тематический план занятий.

№ Наименование разделов Направление работы Всего часов

1

Развитие коммуникативных навыков.

1. Знакомство. Восприятие и предъявление себя.
2. Снятие напряжения. Правила в группе.
3. Объединение участников. Коммуникации со сверстниками. Эффективные способы общения.

3 часа

2

Адаптация в семье. 1. Работа с чувствами и переживаниями, связанными с прошлым и настоящим.
2. Семья, как система и место ребенка в приемной семье.

3 часа

3

Правила в семье.
Дисциплина. 1. Установленные правила и их соблюдение.
2. Поощрения, наказания, и дисциплина в семье.
3. Семейные роли.
3 часа

4

Семейные традиции.
1. Способы взаимодействия в семье.
2. Семейные традиции, ритуалы.
3 часа

5
Встреча с родителями.
Детско-родительские коммуникации.
1. Сближение и доверие участников.
2. Расширение знаний друг о друге
3. Налаживание коммуникаций в семье между детьми и родителями.

3 часа

6
Эмоциональные состояния.

Переполняющие чувства.

1. Ожидания и надежды, связанные с приходом в семью.
2. Распознавание своих чувств и эмоциональных состояний других людей.

3 часа

7
Я-Личность
Понимание себя. 1. Я в своих глазах и в глазах окружающих.
2. Моя индивидуальность.
3. Развитие самооценки.

3 часа
8
8
Значимые люди.
Кровная семья.

1. Памятные события в жизни.
2. Образ матери и отца
3. Первые воспоминания

3 часа

9

Отношения с противоположным полом.
1. Взросление.
2. Возрастные особенности
3. Что такое любовь, дружба и их отличия.

3 часа

10
Встреча с родителями.
Принятие и доверие
1. Расширение знаний друг о друге.
2. Подготовка к практическому выездному семинару.

3 часа


Приложение к собеседованию.
Анкета для ребенка, участника тренинга
«Пойми меня, или как наладить доверительные отношения в приемной семье».

Фамилия Имя _________________________________________________________________
Возраст _______________________

Есть ли у тебя родные братья или сестры, если да, то, как их зовут и сколько им лет?_____ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опиши своих приемных родителей и других членов семьи (какие они?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что тебе нравится в семье? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что тебе не нравится в семье? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставьте точку по своим ощущениям, как ты чувствуешь, на сколько баллов тебя принимают в семье и доверяют тебе? Затем поставь точку, как ты хочешь, чтобы стало?

Принятие
10

0 10 Доверие Дата _____________________
Подпись __________________  
Анкета для участников тренинга
«Пойми меня, или как наладить доверительные отношения в приемной семье».

Контакты (телефон, е-mail) ______________________________________________________
ФИО родителя (полностью) ______________________________________________________________________________
Возраст родителя ____________________
Род деятельности (кем работает) ________________________________________________
______________________________________________________________________________
ФИО супруга/супруги____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________Возраст супруга/супруги______________
Род деятельности (кем работает) ________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Фамилия Имя ребенка _________________________________________________________
Возраст ребенка __________________

Количество детей в семье _________ из них кровных ___________ приемных _________

Имена и дата рождения все детей в семье (перечислите)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даты принятия детей в семью (имя, месяц и год) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите не менее 3-5 качеств, приемного ребенка (12-14 лет) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие возникают трудности у ребенка (опишите, как вы это видите) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
Какие есть трудности у родителей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Какой результат вы ожидаете от тренинга? Что должно произойти после него? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените ваши существующие отношения с ребенком с помощью шкал, ориентируясь на свои ощущения, поставьте точку. Далее нарисуйте вектор, как и куда вы хотите прийти с помощью тренинга (в какой точке оказаться)

Принятие
10

0 10 Доверие

Дата _____________________
Подпись __________________


Занятие № 1.
Тема «Развитие коммуникативных навыков».
Актуальность темы : главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Важный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которые выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростков занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.
Цель: сплотить участников группы и замотивировать на дальнейшую работу в команде.

Задачи: знакомство, установление правил в группе, создание благоприятной атмосферы, и безопасной обстановки, способствующей раскрытию каждого участника.

Ожидаемый результат: эмоциональное объединение участников группы, желание общаться, получать и принимать поддержку от сверстников.

Материалы. Стикеры, красивая коробочка, несколько пачек цветных салфеток, метафорические карты «Роботы».

План занятия
Ключевые пункты содержания
Деятельность
Учебный материал
Время

Знакомство 1. Игра«Восточный базар»
Листы бумаги (стикеры),
ручки, на каждого участника, красивая коробочка. 10 мин.

2. Игра
«Снежный ком» Не требуется 10 мин

3. Упражнение «Возьми салфетки» Несколько пачек цветных салфеток. 15 мин

Объединение участников 4. Упражнение «Поднимитесь вместе»

Не требуется

10 мин

Правила в группе 5. Обсуждение и принятие правил в группе.
Флипчарт, фломастеры,
15 мин

Снятие напряжения 6. Игра
«Кто, так же как я…»

Не требуется
10 мин
7. Упражнение
«Гусеница» Музыкальное сопровождение.
10 мин
Перерыв 20 мин

Восприятие и предъявление себя.

8. Предъявление себя с помощью метафорических карт «Роботы».
Колода метафорических карт «Роботы».
Цветные карандаши, клей-карандаш, листы А4.
50 мин
Коммуникации со сверстниками.
9. Упражнение
«Говорящие руки» Не требуется 10 мин
Позитивное подкрепление. 10. «Ромашка» Лепестки, серединки, клей. 5 мин
Подведение итогов встречи
11. Шеринг Не требуется 15 мин
Всего:
3 часа
Ход занятия.
1. Упражнение для тренинга «Восточный базар».
Время: 10 мин.
Цель: Знакомство
Описание: Знаете, что такое рынок, базар? А Чем отличается Восточный базар? Это всегда крики, торг, запах еды и пряностей, бойкая торговля, кто больше продаст. Замечательно!
Вот сейчас мы с вами и устроим такой восточный базар. Но предварительно надо подготовиться. Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки складываем на этот стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешать горку записок. Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем.
Обсуждение.

2. Игра «Снежный ком».
Время: 10 мин.
Цель: познакомиться друг с другом, разрядить обстановку.
Описание: участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени.
Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.  
3. Упражнение «Возьми салфетки»
Время: 15 мин.
Цель: упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.
Описание: участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение «Поднимитесь вместе»
Время: 10 мин.
Цель: объединить участников, дать возможность проявиться лидерским качествам участников.
Описание: участники садятся на пол, спинами в круг, и берут друг друга под руки, замыкая круг. Задача участников, одновременно подняться, не расцепляя рук.
Попыток подняться одновременно неограниченное количество. Упражнение повторяется до тех пор, пока всех участников не удовлетворит результат.

5. Обсуждение и принятие правил в группе.
Время: 15 мин.
Цель: выработать правила в группе.
Перечисленные правила являются одними из самых популярных и часто используемых. Не обязательно использовать их все, вы можете выбрать те, которые являются для вас приоритетными.
• Приходить вовремя. Приходите вовремя после перерывов, а лучше за несколько минут до окончания. К началу тренинга желательно приходить за 10 минут.
• Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны и не брали их с собой.
• Правило активности. «Здесь и сейчас». Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
• «Правило «СТОП». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, останется только здесь, в кругу, и не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике. Также, каждый участник имеет право сказать «СТОП», если то, что с ним сейчас происходит, он не готов обсуждать (в том случае, если это вызывает слишком болезненные переживания).
• «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что необходимо высказываемся по одному, и недопустимо перебивать друг друга. 
• «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
• Принцип «добрых слов». Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.
• Лепестки - это условные баллы, которые набирает ребёнок в течение встречи за соблюдение правил группы и по факту активного участия в упражнениях.
• «Штрафные санкции» - при нарушении правил – уменьшение количества лепестков за занятие.
6. Игра «Кто, так же как и я…»
Время: 10 минут.
Цель: снять напряжение в группе.
Описание: выбирается ведущий. Количество стульев ставится на один меньше, чем участников. Ведущий произносит фразу «Кто, также, как и я...», и заканчивает ее по своему усмотрению. Все те, кто так же, как и он.. (завтракал сегодня), должны пересесть на другой стул. А ведущий, успеть занять любой освободившийся. Тот, кто не успел сесть, становится ведущим. Игра продолжается.

7. Упражнение «Гусеница»
Время: 10 мин
Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего, образуя «гусеницу». В таком положении они преодолевают препятствия:
• подняться и сойти со стула,
• проползти под столами,
• обогнуть «широкое озеро»,
• пробраться через «дремучий лес»,
• прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Перерыв 20 мин.

8. Предъявление себя с помощью метафорических карт «Роботы».
Время: 50 мин.
Цель: восприятие, осмысление и предъявление себя.
Описание: участникам предлагается выбрать и составить робота, максимально похожего на него самого, (автопортрет), из предлагаемых карточек. Затем наклеить детали (голова, туловище, ноги) на лист, раскрасить его и рассказать про этого робота, ответив на вопросы:
• Как его зовут?
• Где он живет?
• С кем живет?
• Что он любит делать?
• Что он не любит делать?

9. Упражнение «Говорящие руки»
Время: 10 мин.
Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.
Описание: участники группы, делятся на пары. Затем, с закрытыми глазами взаимодействуют только руками: знакомятся, выражают радость и поддержку, борются, мирятся, жалеют, танцуют, прощаются и т.д. под руководством ведущего.
Обсуждение по кругу, какие руки были на ощупь (теплые – холодные, мягкие – грубые, сухие – влажные, женские-мужские и т.д...), и что каждый почувствовал при этом.
10. Позитивное подкрепление «Ромашка».

11. Подведение итогов встречи, Шеринг.


Приложение к занятию № 1.

ПРАВИЛА ГРУППЫ
1. Называть участников по имени.
2. Слушать и не перебивать.
3. «Правило одного микрофона» - говорить по одному
4. Не ругаться! Не обзываться!
5. Выключать мобильные телефоны.
6. Относиться друг к другу бережно!
7. «Правило поднятой руки ведущего» – требуется тишина!
8. Поднять руку, если хочешь что-то сказать.
9. Никто не уходит, пока не будет порядка в комнате.
10. Кто опаздывает – приносит что-нибудь вкусное к чаю. 
Занятие № 2.
Тема «Адаптация в семье».
Актуальность темы: семья представляет собой динамичную систему, в которой происходят постоянные изменения. Появление в структуре любого дополнительного элемента, в данном случае - приемного ребенка, вносит в ее функционирование существенные изменения. Эти изменения, как показывает опыт, касаются как обычного распорядка жизни взрослых членов семьи, необходимости освоения ими новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов, что чревато последствиями.
Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше усыновляемый, тем легче адаптация. Дети повзрослее, или с тяжелым прошлым могут привыкать к новой семье до двух лет. Не зависимо от того, как давно дети приняты в семью, на какой стадии адаптации они находятся и детям, и родителям необходимо осознавать, что они находятся в новой семейной системе, в которой существуют иные границы, правила и роли, которые они должны соблюдать и соответствовать им. Критерием адаптивности может также являться определение своего места в семье как в системе и его принятие.
Цель: помочь адаптироваться в семье, наладить доверительные отношения со всеми членами семьи.

Задачи: создать у участников образ семьи, как системы система. Дать им возможность увидеть и найти свое «правильное место» в приемной семье.

Ожидаемый результат: эмоциональное состояние всех членов семьи будет спокойнее, уменьшатся конфликтные ситуации, и тревожность.

Материалы: колоды метафорических карт: «Из сундучка прошлого», «Проективные сказочные карты». Карточки с надписями животных. Расстановочные фигурки.
Листы А4.

План занятия
Ключевые пункты содержания
Деятельность
Учебный материал
Время

Встреча участников 1. Упражнение
«Поздоровайтесь локтями!»
музыка
5 мин
2. Упражнение
«Из имен и движений лепим снежный ком!»
не требуется

10 мин
3. Напоминание правил. не требуется 5 мин

Работа с чувствами и переживаниями. 4. Упражнение
«Мое прошлое, мое настоящее». Колоды метафорических карт: «Из сундучка прошлого», «Проективные сказочные карты».
60 мин.

Перерыв 20 мин

Подъем энергии в группе и настроения 5. Игра
«Угадай, кто я?» Музыка.
Карточки с надписями животных.
10 мин
Где здесь я, и где мне место среди этого?
6. Упражнение
«Мое место в приемной семье». Расстановочные фигурки,
листы А4,
фломастеры.
50 мин
Позитивное подкрепление. 7. «Ромашка» Лепестки, серединки, клей. 5 мин.
Подведение итогов встречи 8. Шеринг Не требуется 15 мин
Всего 3 часа
Ход занятия
1. Упражнение для тренинга «Поздоровайтесь локтями».
Время: 5 мин.
Цель: Снятие напряжения, налаживание контакта между участниками.
Описание: Всем участникам тренинга предлагается поздороваться друг с другом следующим образом:
- за руку (рукопожатие)
- локтями
-мизинцами
- коленками
- стопами и т.д.

2. Упражнение «Из имен и движений лепим снежный ком!»
Время: 10 мин.
Цель: вспомнить/запомнить имена, наладить коммуникации.
Описание: первый участник поочередно называет свое имя и показывает одно движение. Следующий должен повторить услышанное имя, сделать показанное движение, затем назвать свое имя и добавить свое движение. Следующий участник повторяет имена и движения предыдущих, и добавляет свое и т.д.

3. Напоминание принятых правил работы в группе.
Время: 5 мин.
Цель: соблюдение принятых правил. 
Описание: ведущий зачитывает правила, принятые на группе, и акцентирует внимание детей на их соблюдении.

4. Упражнение ««Мое прошлое, мое настоящее».
Время: 60 мин.
Цель: дать возможность участникам проработать и отреагировать свои чувства.
Описание: участникам предлагается рассмотреть колоду метафорических карт «Из сундучка прошлого» и выбрать карту, которая будет соответствовать его чувствам, связанным с его прошлым (выбери себя в учреждении). Далее необходимо выбрать вторую карту, либо из этой же колоды, либо из колоды «Проективные сказочные карты», которая будет отображать состояние участника в настоящем (выбери себя в приемной семье).
Затем участники поочередно описывают свои карточки и отвечают на вопрос: что изменилось в твоей жизни с приходом в приемную семью?

Перерыв 20 мин.

5. Игра «Угадай, кто я?»
Время: 10 мин.
Цель: раскрепощение участников, снятие эмоционального напряжения, снижение усталости.
Описание: участникам раздаются карточки, на которых написано название животного. Все названия повторяются дважды.
Инструкция
Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

6. Упражнение «Мое место в приемной семье».
Время: 60 мин.
Цель: дать возможность увидеть изменения, которые произошли в семье в связи с приходом детей к приемным родителям.
Описание: упражнение делается с помощью расстановочных фигурок.
Инструкция
• Представьте, что белый лист это поле, в котором живет семья. Используя фигурки выберите всех членов семьи, которые с вами проживают на одной территории (семейная ситуация до вашего прихода в семью).
• Обведите фигурки синим фломастером. Подпишите их. Расскажите что получилось.
• Выберите фигурку для себя и найдите ей место на этом листе бумаги. Обведите фигурки зеленым фломастером. Подпишите их. Расскажите что изменилось для каждого члена семьи и для семейной системы в целом?

7. Позитивное подкрепление «Ромашка»

8. Подведение итогов встречи. Шеринг.

Приложение к занятию № 2.
слон слон
черепаха черепаха
бабочка бабочка
жираф жираф
муравей муравей

Занятие № 3.
Тема «Правила в семье. Дисциплина, поощрения и наказания».
Актуальность темы:
Для чего нужны правила и дисциплина в семье? Как их развивать принимать и придерживаться? В каждой семье существуют свои правила. Гласные и негласные. Соблюдение правил приветствуется, и, возможно, каким-то образом поощряется, а несоблюдение несет за собой последствия, и скорее всего наказания. Приемные дети, попадая в семью, сталкиваются с новыми правилами, незнакомыми им ранее. Им приходится принимать их, подстраиваться под них, что часто вызывает несогласие и сопротивление. А если ребенок не соблюдает правила и дисциплину, у родителей это вызывает раздражение, и они всячески хотят научить ребенка следовать им, аргументируя, что это пригодится детям в дальнейшей жизни. В результате, у обеих сторон возникают негативные чувства, которые могут провоцировать конфликтные ситуации, обиды и непонимание в детско-родительских отношениях.
Цель: сформировать представление об эффективных и неэффективных способах взаимодействия в семье.

Задачи: осознать существующие правила в семье. Увидеть логические последствия, которые возникают в соответствии с соблюдением правил или их несоблюдением.

Ожидаемый результат: появится интерес к соблюдению правил, принятых в семье и дисциплины. Уменьшаться конфликты.

Материалы: картинки с изображением молодых людей (девушек и юношей). Бланки анкет «Дисциплина», «Семейные роли», Распечатанные имена имен участников, их происхождение имени и значение.

План занятия.

Ключевые пункты содержания Деятельность Учебный материал Время

Встреча участников
Разогрев.
1. Упражнение
«Предъявление себя».

Картинки с изображением людей.
Клей. Фломастеры. Описание имен участников, происхождение имени и значение.

20 мин

Сплочение группы 2. Упражнение «Почта» Не требуется 10 мин

Дисциплина
3. Упражнение «Правила, поощрения и наказания.
Флипчарт,
фломастеры,
стикеры.
30 мин

4. Анкета «Дисциплина. Прошлое и настоящее» Анкета «Дисциплина», ручки, планшеты. 20 мин
Перерыв
20 мин

Правила и их соблюдение 5. Беседа на тему: «Какие бывают логические последствия, если не соблюдать правила» Не требуется 30 мин

Семейные
роли.
6. Мини лекция с обсуждением:
«Что такое семейные роли».
Не требуется
15 ин.

7. Анкета
«Семейные роли»
Бланк анкеты, ручки, планшеты. 15 мин

Позитивное подкрепление 8. «Ромашка» Лепестки, серединки, клей. 5 мин

Подведение итогов встречи 9. Шеринг Не требуется 15 мин.
Всего 3 часа

Ход занятия
1. Упражнение «Предъявление себя»
Время: 20 мин
Цель: задуматься о своем имени, узнать его происхождение.
Инструкция
Выберите из картинок, как вы видите себя в будущем». Затем приклейте выбранную картинку на бумагу напишите свое имя.
Ответьте на вопросы:
• Знаете ли вы, кто вас так назвал, и почему?
• Что обозначает ваше имя?
• Как вас называют ласково?
• Как называют, когда на вас сердятся?
Приклейте распечатанное описание вашего имени.

2. Упражнение «Почта»
Время: 10 мин
Цель: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению. 
Описание: участники будут отправлять «письма» друг другу. Для этого, все становятся в круг, берутся за руки. «Отправляющий» письмо участник, называет имя человека, которому хочет послать письмо с наилучшими пожеланиями. Например: "Я посылаю это письмо Вите", затем посылает импульс в одну сторону. Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Далее, по этому принципу, отправляется «письмо» любому из участников. Человек, получивший импульс, говорит, что письмо получил. Потом далее также кому-то посылает такое же письмо. Главные условия - нельзя посылать письма одному и тому же человеку и письма должны получить все.

3. Упражнение «Правила, поощрения и наказания».
Время: 30 мин
Цель: дать возможность участникам отреагировать свои чувства, связанные с принятыми правилами и наказаниями в семье.
Описание: участникам группы предлагается написать на голубых стикерах правила, которые присутствуют в их семье. На желтых стикерах, какие можно получить поощрения, если соблюдать правила. На розовых – какие бывают наказания за не соблюдение правил. Приклеить их на доску. Далее обсудить тему правил в семье, ответив на следующие вопросы:
• Считаете ли вы что нужно наказывать детей, и если да, то за что.
• За что обычно вас наказывают?
• Что вы при этом чувствуете?
• Как вы думаете, что хотят от вас родители, когда наказывают.
• Какие выводы делаете вы сами в результате полученного наказания.

4. Заполнение бланка «Дисциплина. Прошлое и настоящее»
Время: 20 мин.
Цель: ассимилировать чувства, связанные с дисциплиной.
Описание: ответьте на вопросы, приведенные в бланке «Дисциплина».

Перерыв 20 мин.

5. Беседа на тему: «Какие бывают логические последствия, если не соблюдать правила».
Время: 30 мин.
Цель: донести детям, что при несоблюдении правил, принятых в семье, не все методы являются наказанием. Существуют дисциплинарные методы и логические последствия, с помощью которых корректируется их поведение.
Описание
Дисциплина – это инструмент и способ достижения своих целей, решения задач, который связан с выходом из зоны комфорта, сопряжен с неприятными ощущениями, т.е. работает в режиме дискомфорта, страдания.
Если дисциплина становится привычкой, естественным поведением человека, она позволяет получать удовольствие от выполненных и завершенных дел. 
Она дает ощущение настоящей свободы, когда человек осознанно выбирает дисциплину в качестве постоянного спутника по жизни. Дисциплина в таком случае выступает защитой от неприятностей, неожиданностей, повышает ощущение самоценности человека.
Главное, чтобы дисциплина была в вашей жизни систематическим явлением, а не разовым. Тогда будут и нужные результаты.
Дисциплина – еще и основа духовного и личностного роста, так как она помогает совершенствоваться, изменяться, достигать.
Она включает в себя всего 4 метода:
• Отсрочка приятного (удовольствия)
• Принятие ответственности
• Преданность реальности
• Сбалансированность поведения
6. Беседа с обсуждением на тему: семейные роли
Время 15 мин.
Цель: дать представление участникам группы, что в семье существуют негласные «роли», которые каждый из членов семьи берет на себя и «играет».
Описание
Когда рождается ребенок, то он уже наделен природными свойствами: мальчик — это мужчина, вырастая, он берет на себя социальную роль мужа, отца; девочка — женщина, социальная роль жена, мать.
Роль— это социальная функция личности, соответству­ющая принятым нормам, способ поведения людей в зависи­мости от их статуса или позиции в обществе, в системе меж­личностных отношений.
Правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в межличностных отношениях.
1. Ответственный за материальное обеспечение.
2. Хозяин/хозяйка.
3. Роль ответственного по уходу за младенцем, маленьким ребенком.
4. Роль воспитателя.
6. Роль организатора досуга, развлечений.
7. Организатор семейной субкультуры.
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.
9. Роль «психотерапевта».

Каждая роль может существовать только во взаимодействии с другими (чтобы выполнить роль отца или матери, нужно, чтобы кто-то выполнил роль сына или дочери).
Самым важным является то, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.
Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.

7. Анкета «Семейные роли».
Время 15 мин.
Цель: осознать, кто из членов семьи какую роль взял на себя.
Описание: заполните бланк «Семейные роли». Оцените, как это влияет на взаимодействие между членами семьи.

8. Позитивное подкрепление «Ромашка»

9. Подведение итогов встречи. Шеринг.


Приложение к занятию № 3.

Упражнение «Дисциплина»
Имя:____________________ Дата:____________________
Вспомните,
1. Как вы научились добиваться того, что вам нужно?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вас приучали к дисциплине раньше?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как вас приучают к дисциплине сейчас?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чему вы научились благодаря дисциплине?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие методы дисциплинарного воздействия вы считаете подходящими?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие методы дисциплинарного воздействия вы считаются неподходящими?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Семейные роли»
Имя Фамилия_________________________________________ Дата ____________
Семейные роли Имена
я мама папа брат сестра
Покупает продукты
Зарабатывает деньги
Убирает квартиру
Выносит мусор
Готовит еду
Убирает со стола после еды
Ухаживает за животными
Организует праздники и развлечения
Мальчик (девочка) на побегушках (выполняющих чьи-то поручения).
Принимает решен


Что интересного на портале?