Польза от компьютерных игр: развитие когнитивных функций

Однажды давно в период моей работы в игровом подразделении одной большой софтверной компании, я занимался обучением менеджеров по продажам ("внутренний тренер"). Приходилось изучать все -отжанров игр до выкладки на прилавках в торговых точках. Занимались и детскими и взрослыми играми. Конечно, мне как практическому психологу всегда было очень интересно, полезное ли это вообще занятие - компьютерные игры, что в них хорошего. Благо, лавиной критики мы уже обеспечены, но мне всегда казалось, что у любой медали должны быть две стороны, вот я и искал вторую, и периодически возвращаюсь к этому вопросу.

Не буду вдаваться в подробности (а у меня собрано достаточно много научных публикаций того времени, из западных научных медицинских и психологических журналов), а с тех пор их стало еще больше. Скажу лишь, что действительно существует множество исследований, поддерживающих идею о том, что электронные игры (ну - не только компьютер, а приставки, планшеты - любые гаджеты) - полезны для развития мозга в целом и в частности. С оговорками, разумеется.

Итак, чтобы не превращать все это в научное занудство (которое я обязательно опубликую позже), приведу кратко эти оговорки, а также примеры игр и их полезностей.

Оговорки:

1) Игра не может превращаться в навязчивость. Если это не так - обращаемся к клиническому психологу/психиатру, разбираемся - что происходит. Заметим, что здесь роль игры самой по себе минимальна - навязчивые мысли и действия возникают и вокруг бытовых предметов, и вокруг чего угодно еще.

2) Игра не может оттягивать на себя социальные функции человека. Есть время для игры (потехе - час), и есть время для остальной жизни (работе - время). Если это не так - обращаемся к психологу, разбираемся - что не так с мотивационной сферой, с личностью, с социальным кругом. Опять же,игра- симптом, а не причина. Это надо четко помнить тем, кто любит жестоко отобрать у детей планшет, а ничем взамен их не обеспечить (особенно - самим собой и своим родительским общением). Я вообще понаблюдал со стороны за собой в юности и понял - "наигрался" тогда, когда ночами развивал египтян в "Цивилизации" и проходил "Викингов" и прочие "Фоллауты". С более сознательного возраста (уже к концу института) - как рукой сняло, и в общем - на той работе было сложновато именно из-за этого - требовалось играть, а надоело ))

3) Игра не может быть жестокой. Если вы видите залитый виртуальной кровью монитор в детской - см. п.2.

4) От игры не могут болеть голова, глаза, уши, другие органы. Если это не так - сокращаем время, увеличиваем монитор, проверяем зрение и тд и тп. Обязательно обратите внимание: НА КАЖДОЙ потенциально опасной игре (ЛИЦЕНЗИОННОЙ!) указаны противопоказания. Как не следует кататься на аттракционах людям с эпилепсией, точно такие же разные противопоказания есть и для ВСЕХ лицензионных продающихся официально игр (иначе их бы просто не выпустили в продажу).

5) Не ждите чудесного восстановления когнитивных функций. Если мозг конкретно поражен организчески или с возрастом - это к неврологу, а не к геймерам. 

6) Наверное еще есть оговорки - пишите в комментариях ))

Польза:

1) Прокачиваются навыки работы с приложением, гаджетом и конкретными заданиями, которые предлагают программы. Эти же навыки могут (могут! но не обязательно!) перенестись в "реальную" жизнь. Так например, шахматный тренажер однозначно повысит способность ребенка играть в шахматы, но не факт, что прокачанный шахматист сможет построить бизнес-империю в реальном мире. Скорее, наоборот. Это просто разные вещи.

2) Мы аналоговые, а не цифровые. Поэтому как ни жми на гаджете педаль газа, лучше в реале водить не станешь. А вот подготовиться по билетам по ПДД или изучить как разбирать движок - милое дело. таким образом, компьютерные симуляторы могут служить отличным справочником.

3) "Делай как я". Программы репетиторства, йоги, медитации под музыку, дыхания или английского языка и тп -СУПЕР!

4) Тренажеры когнитивных функций. Все же, пока вопрос не то чтобы не изучен, но ожидать от тренажеров слишком многого не стоит. Так же, впрочем, как и от книжек с заданиями на улучшение памяти. Но тем не менее, я очень против когда кто-то другой скажет вам "да что ты время теряешь". Знаете, когдадетиедят мел? Когда реально не хватает кальция. Очень может быть, что мы начинаем с интересом запоминать цифирки или с повышенным азартом управлять убегающей от кошки мышкой, именно тогда, когда наш мозг нуждается в этом... Кто их знает, эти 80 млрд нейронов...

На что обратить внимание?

На тренажеры типа "В уме", Lumosity, судоку, "загадки да Винчи" игры в слова и, простигосподи, "виселицу", шахматы и шашки, Cut the rope, квесты, да много их, разве я смогу перечислить? Опирайтесь на "Оговорки" и "Пользу". Когда пора выключить гаджет и вернуться в реал? Тогда, когда это начинает напрягать вас, или кого-то из окружающих. Да - для детей сигнал дают родители и только они. Но не будьте слишком суровы, полноценный час для потехи в современном мире - это, в том числе, и полчаса-час, полезно проведенные с гаджетом. И да пребудет с вами Сила! ))

Алексей Михальский

Что интересного на портале?