Почему подросток «ничего не хочет» делать? Краткое руководство для родителей.

Почемуподросток«ничегонехочет» делать?

Краткоеруководстводля родителей.

Работая в образовательном учреждении психологом, ко мне часто обращаютсяродителиподростков с жалобами на своих детей. Проблема практически всегда одна: «Мой сын/дочь ничего не хочет делать. Он/она сидит в телефоне/планшете на диване и больше ничем не интересуется».

Соглашусь с мнением родителей, это действительно проблема, но не для ребенка, а для родителя. В понимании подростка он занят, он интересуется тем, что для него актуально. Это мы взрослые не разделяем его увлечений.

Истоки поведения«ничегоне делает» могут находиться в различных областях жизни подростка. Могут брать свое начало еще в раннем детстве, лили в подростковом кризисе, а может обусловлено и эмоциональной составляющей. Давайте рассмотрим каждый критерий подробно.

Взаимоотношение с мамой в раннем детстве, как основа формирования активной и любознательной личности.

Природой так заложено, что развитие начинается только после того, когда ребенок чувствует себя в безопасности  в окружающем мире. Пока его одолевают страхи, такое чувство как  любопытство, которое и обеспечивает развитие, будет «дремать». Самое важное для ребенка на всех этапах детства это ощущение безопасности во взаимоотношениях с родителями. Если в этих отношениях будет все в порядке, то и развиваться дитя будет быстро, не принужденно.

Этот факт выявили с помощью серии экспериментов над детьми-сиротами еще в начале 19 века. Вовремякормления нянечки с одними детьми общались, устанавливали контакт, пели песенки, называли ласковыми словами, улыбались малышам. А  другой группе младенцев давали только еду и питье. И между этими группами младенцев была огромная разница. Я думаю, Вы догадываетесь, какие младенцы были активными, любознательными, деятельными.

Проанализируйте Ваши взаимоотношения с сыном/дочерью в раннем периоде его жизни. Была ли ситуация долгой разлуки, малого общения между вами?

Дело в том, чтомамадля маленького ребенка это его окружающий мир. И если есть нарушения во взаимодействии с мамой-миром, то сложности будут и во взаимодействии в будущем с окружающим миром. На основе того, как малыш общается с мамой, он будет также проявлять себя и в мире.  Если  мама строгая и не умеет любить свое дитя по разным психологическим причинам, то и ребенок себя будет вести со своим окружением через агрессию, давление, без эмпатии и сопереживания к оружающим.

Такое поведение формируется за счет зеркальных нейронов головного мозга. Еще в 90-х годах группа итальянских ученых сделала величайшее открытие в области нейробиологии, открыв миру зеркальные нейроны, которые отвечают за отзеркаливание поведения матери, а, впоследствии, и имитацию ее поведения ребенком. По этому, если в поведении ребенка Вы замечаете что, что-то не так, то обратите внимание на себя, на то как Вы общаетесь, ведете себя со своим ребенком на протяжении всего периода детства.

Я часто задаю  вопросы родителям на консультации о том, как проходило детство ребенка, как мам общалась с ним. Ответы очень похожи. Отдали в сад рано, надо было работать, после работы некогда, есть незавершенные дела, было не до дитя.  Или меня также воспитывали и вырос/-ла, стал/-ла нормальным человеком. Но Ваш ребенок другой, к нему необходимо применить иной подход, он не готов развиваться в тех условиях, в которых выросли Вы сами.

 

Гипер и гипо опека родителей.

Чрезмерная любовь матери к ребенку является основой гиперопеки. К сожалению, чрезмерная материнская любовь не дает развиваться ребенку, она подавляет его, мешает быть самостоятельным. Довольно подробно и доступно о материнской любви пишет А. Некрасов в одноименной книге. Основная мысли автора звучит так, что ребенок это свободная личность, и большая ошибка родителя считать его своей собственностью. Ребенок развивается только, когда родители не забывают о себе и своих отношениях, а не посвящают свою жизнь воспитанию детей.

Перенасыщение активной деятельностью в детстве, исполнение ребенком личных целей или мечты родителя довольно часто ведет к «ничего не деланию» в подростковом возрасте. Я не утверждаю, что этот механизм срабатывает у 100% детей. Но посещение нескольких кружков, секций, дополнительных занятий по иностранному языку, дают внутреннюю усталость, интеллектуальную апатию, и следствие отказ от активности, подростковый бунт. Или когда родители принимают решение за ребенка, не предлагая ему выбора, и не интересуясь его желанием. Появляется такой эффект неваляшки. Чем больше давление, тем сильнее сопротивление. И «ничего не делание», не желание выполнять свои обязательства, это как протестное сопротивление.

Уметь желать, понимать то, что мне хочется, это навык, который тренируется с детства. Это как в той истории, когда мальчик спрашивает у мамы, он замерз, или хочет кушать, где мама решает, что ребенок  хочет.

Все должно быть дозировано, и конечно, не стоит легко идти на поводу у дитя, которому поверьте посмотреть мультики или поиграть в комп гораздо приятнее, чем идти на борьбу, танцы или кружок моделирования. Если ребенок захотел, но после столкновения с трудностями не желает посещать ту или иную секцию, кружок, то необходимо еще мотивировать его к посещению. Лишь после неоднократных попыток разжечь интерес, можно предложить иное направление развития.

Проявление же гипоопеки, это частое предоставление ребенку самому себе. Дело в том, что ребенок еще не умеет планировать свой день и навык контроля так же пока не сформирован. Конечно, самостоятельность надо давать, но во всем должна быть «золотая середина». Ребенок в одиночестве не знает чем себя застать,  вследствие чего скука, и получение удовольствия через просмотр видео, игры в компьютере. Это легкая форма получения удовольствия, не прилагая усилий.

 

Подростковая депрессия, сниженный эмоциональный фон, как отказ от активности.

Отсутствие радости не придает активности никому, а подростку тем более. Если Вы, как родитель, наблюдаете у своего ребенка частую грусть, апатию, замкнутость, отказ от общения, сонливость, отказ от пищи,то необходимо обратить на это внимание.

Причины появления депрессии или сниженного эмоционального фона у подростков. Я всегда говорю родителям, что подростковый кризис, это самый сложный период в жизни человека. Кардинальные изменения в физическом плане, скачкообразный рост, всплеск гормонов, перестройка всех систем организма. Глубокие изменения в психологии подростка. Появляются философские размышления, поиск смысла в жизни, изменение мотивационной сферы, огромное влияние сверстников на формирование своего мнения. Появление влюбленности, амбиций, конфликтности, смена интересов. Ребенок часто психологически не выдерживает и заболевает. Болезнь может быть как соматическая, так и душевная. Депрессия относится ко второй категории.  

Если Вы слышите философские рассуждения о будущем, о жизни в целом, то лучше поговорить с ним, высказывая свою точку зрения, но не давить ей, а только дать пищу для размышления.

Если Вы никак не можете помочь, лучше обратиться к специалисту. Грамотный психолог или психотерапевт помогут преодолеть последствия подросткового кризиса.

Транслирование значимыми взрослыми поведения «ничего не делания».

Когда Вы сами или любой другойродительдемонстрирует поведение «ничего не делания» после трудового дня или на выходных, то ребенок зачастую берет его за основу своей активности. Это происходит из-за того, что он не критичен по отношению к значимым взрослым. И воспитание проходит не через слова родителя, а через его поведение, его действия.

Для понимания истоков поведения «ничего не делает», необходимо проанализировать, исходя из выше изложенной информации, жизнь и развитие ребенка. Найдите те критерии, которые повлияли на формирование подростка. Необходимо искоренить влияющий фактор.

Как менять ситуацию, и помочь своему подростку.

  1. Прежде всего, установить с ним контакт и взаимоотношения. Как? Перестаньте использовать дежурные фразы, искренне интересуйтесь состоянием и настроением ребенка, а не делами. Если не получается, то начинайте работать над собой. Значит проблема в Вас и в Вашем внутреннем мире.
  2. Перестройте свою систему ценностей. На первом месте Вы, после Ваша вторая половина, а следующее место занимает Ваш ребенок. Это правильная иерархия ценностей. Только тот родитель, который не «костьми ляжет» ради ребенка, а тот, кто умеет уделять внимание себе, развивать и совершенствовать свою личность, но не в ущерб общению с ребенком. Может воспитать ребенка активного и любознательного.
  3. Начните использовать в общении с подростком «Я - высказывания», а не «Ты - высказывания». Форма «Я - высказывания» позволяет сообщать о своих намерениях, не ущемляя своего собеседника, не доводя ситуацию до конфликта. Такое общение с подростком позволяет ему сделать выбор самомуприниматьВашу точку зрения или нет без Вашего давления. Алгоритм техники таков: сначала факт, после чувства, которые возникают из-за факта, потом описание влияния на ситуацию данного факта, и в завершении сообщение своего желания. Рассмотрим пример: «Ты постоянно поступаешь по-своему» можно заменить на Я - высказывание «Когда ты делаешь все по-своему, я расстраиваюсь, потому что думаю, что для тебя не важно мое мнение. Я была бы рада, если бы мы вместе решали, как поступить». «Ты никогда меня не слушаешь!», Я – высказывание: «Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю».
  4. Научитесь говорить о своих чувствах. Ребенку так понятнее, что происходит с родителем ипочемуон так реагирует на него.
  5. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам в области психологии. Настройтесь на кропотливую работу над собой. Если с Вашим ребенком что-то не так, значит с Вами, как с родителем, что-то не так.

Не ждите быстрых результатов в изменении взаимоотношениях между Вами и сыном/дочерью. У подростка уже сложился определенный стереотип в общении с Вами, и для его изменение нужно время, как и для Вашего изменения. Поверьте, при желании изменить ситуацию можно.

 

 

Бареева Марина

Что интересного на портале?