Итак, курс консультирования (психотерапии, тренинга) позади.
Много всего происходило в этом процессе – были тяжёлые переживания, было страшно, трудно, непривычно раскрываться, сложно устанавливать связи чувств и социальных ситуаций, личностных особенностей, горько осознавать свой вклад в развитие проблем и их сложностей, постепенно налаживалось общение, повышалось осознавание проблем, ресурсов, происходила переоценка ситуации, себя, отношений, расширялось самопонимание, приходило облегчение, оправдывались надежды, улучшалось отношение к себе, росла уверенность в себе, вместе с этим приходила радость всё новых открытий, появлялся азарт, всё возрастал и ширился интерес к исследовательской работе, уже и тягостные моменты преодолевались всё более легко, свободно…
Если курс консультирования был достаточно продолжительным, то в ходе него формируются новые навыки – помимо специфичных, рассматриваемых, как цели курса, есть и общие, неспецифичные, облегчающие пребывание в социальной среде после окончания курса, такие как:
- доверие (как другим, так и себе), самораскрытие;
- способность легче переносить напряжение, тревогу, самоконтроль;
- забота о себе и других, сотрудничество;
- более ясное восприятие, большая осознанность и умение делать выбор, ответственность;
- анализ ситуаций с разных точек зрения; новое видение различных ситуаций общения, взаимоотношений – более широкое и свободное;
- оптимальное, адекватное, свободное, уверенное, гибкое поведение (взамен реактивного, осознанное, с собственным выбором)…
Немного грустно, аналогично, как по окончании школы, ВУЗа… – столько пережито вместе, и тревожно-волнительно-задорно – как там дальше – самостоятельно?!
К сожалению, нередко, даже при достижении хороших перемен в ходе психологической работы, происходит возврат к исходной точке. Это проблема устойчивости достигнутых перемен, задача переноса достижений в свою жизнь.
Этому есть объяснения – человек возвращается в привычные условия жизни и социальную систему, если этот аспект остался за рамками рассмотрения в ходе работы, его влияние возрастает, если сопротивляемость личности не достаточно выросла, то при потере опоры на психолога, личность оказывается вновь подверженной влиянию значимой среды – всё это вместе влияет на человека так, что действительно достигнутые им в ходе курса личностные изменения сходят на нет, человек переживает разочарование…
Наиболее часто это происходит при консультировании молодых людей, с формирующейся, неустоявшейся личностью, людей с зависимостью от окружения, людей с теми или иными формами личностных расстройств.
Однако изменения в сравнении с началом работы к её окончанию ведь всё же есть!
Это важно оценить, зафиксировать и такая оценка, фиксация, и планирование дальнейшей жизни после курса с опорой на достижения, способствует, помогает удерживать достигнутые перемены, и развивать их далее в привычном окружении.
Чтобы добиться укрепления извлечённых результатов, предлагаю проделывать упражнение на рефлексию:
«Оценка опыта участия в курсе»:
Отложите клавиатуру, мышку, ручку, тетрадь. Постарайтесь расслабиться, сделайте несколько глубоких вдохов, сконцентрируйтесь на дыхании. Теперь взгляните мысленным взором на свою работу в ходе курса…
Задайтесь следующими вопросами:
Что первое приходит в голову? Отметьте это и отпустите …
Что вам понравилось в ходе курса, что получалось хорошо, что удавалось? …
Что вызывало у вас затруднения? …
Какими из своих взаимодействий вы более всего довольны, удовлетворены? …
В какой степени вы удовлетворены построенными вами взаимоотношениями с психологом? Что помогало вам.., что мешало.., насколько удавалось что-то делать со своими блоками, открываться? …
Какие открытия вы совершили в ходе вашей работы? …
Что узнали, что сформулировали иначе? …
Чему научились вновь, что усовершенствовали? …
Как изменилось ваше видение ситуаций?
Как развилось ваше самосознание?
Как изменилось отношение к себе, к значимым людям, к событиям?
Каким вы видите себя теперь, как возросла ваша сила «Я»?
На какие ресурсы теперь можете опираться?
Какой степени развития вы достигли в вашем самоконтроле?
Как теперь изменится ваша жизнь, ваше общение, что вы внесёте в свою жизнедеятельность с учётом извлечённого опыта?
А теперь отметьте, запишите, что вам запомнилось и что с вами в данный момент происходит, после того, как вы обратились к этим вопросам …
Сверьте свои записи, свой запрос, цели на начало курса и достигнутые результаты …
Есть ещё что-то, что вам важно было бы отметить, какие сложности вы испытываете, какие задачи вы определяете для своего дальнейшего развития? Какие программы вы заинтересованы были бы пройти в перспективе? …
Дополните свои записи …
И в продолжение этой работы можно сделать упражнение на оценку общего благополучия «Колесо личного благополучия».
В нём могут быть отражены, как текущее положение, так и цели на будущее, так и состояние дел на начало завершённого курса – тогда оценка курса получает своё визуальное выражение, и будет отмечена в динамике развития во времени из прошлого через настоящее к будущему.
Важно иметь в виду, что идеальное положение – это общий ориентир, гораздо важнее в качестве ближайших целей своего развития отмечать именно реально достижимое положение в пространстве своего развития, которое в ходе жизнедеятельности, с опытом и достижением прежде поставленных целей, может меняться, уточняться, расти.
Итак:
Наша профессиональная, социальная и личная жизнь не существуют изолированно. Она целостна, как бы ни пытались мы отделить одно от другого, она вплетена в ткань нашего повседневного существования, бытия…
Хотя понятие «выгорания» связывается по преимуществу с рабочей деятельностью, но невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Существуют понятия, близкие к «выгоранию» - «усталость в браке», «усталость от жизни». Потому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом.
Сделаем это теперь – рисуем колесо личного благополучия, включающее следующие спицы-сферы:
- интеллектуальная,
- эмоциональная,
- физическое состояние,
- социальная,
- профессиональная,
- отношение к окружающей действительности,
- психологическое состояние,
- духовная жизнь
(я взял готовый рисунок, вы же можете сделать свой, и внести в колесо своего благополучия столько спиц, сколько сфер, факторов вам важно оценить для себя. В данном случае сферы обозначены обобщенно, их вполне возможно заменять, конкретизировать. Используйете сам принцип).
Оценим выраженность каждой из сфер:
- Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете своё состояние в данный момент.
- Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом.
- Теперь оцените для себя:
- Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна?
- Какая наименее благополучна?
- Рассмотрите получившийся от соединения точек контур. Насколько он близок к кругу? Достаточно ли легко, свободно ваше колесо может «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?
- Что вам хотелось бы изменить?
- Оцените барьеры (внешние и внутренние) на пути к желаемому.
- Оцените имеющиеся в вашем распоряжении и требуемые вам ресурсы (внешние и внутренние).
- Перечислите шаги, которые вам необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.
- Что вы чувствуете теперь, глядя на своё колесо благополучия?
Такую работу полезно делать и в начале нового тренингового курса обучения, консультирования, психотерапии.., и, время от времени, в процессе его прохождения с тем, чтобы отслеживать динамику перемен и их направление, так и, время от времени, по ходу жизни.
(упражнения взяты из книги "Мастерство психологического консультирования". /
Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с., и адаптированы специально для указанных целей)