Планирование изменений по окончанию психологической работы

Итак, курс консультирования (психотерапии, тренинга) позади.

Много всего происходило в этом процессе – были тяжёлые переживания, было страшно, трудно, непривычно раскрываться, сложно устанавливать связи чувств и социальных ситуаций, личностных особенностей, горько осознавать свой вклад в развитие проблем и их сложностей, постепенно налаживалось общение, повышалось осознавание проблем, ресурсов, происходила переоценка ситуации, себя, отношений, расширялось самопонимание, приходило облегчение, оправдывались надежды, улучшалось отношение к себе, росла уверенность в себе, вместе с этим приходила радость всё новых открытий, появлялся азарт, всё возрастал и ширился интерес к исследовательской работе, уже и тягостные моменты преодолевались всё более легко, свободно…

Если курс консультирования был достаточно продолжительным, то в ходе него формируются новые навыки – помимо специфичных, рассматриваемых, как цели курса, есть и общие, неспецифичные, облегчающие пребывание в социальной среде после окончания курса, такие как:

  • доверие (как другим, так и себе), самораскрытие;
  • способность легче переносить напряжение, тревогу, самоконтроль;
  • забота о себе и других, сотрудничество;
  • более ясное восприятие, большая осознанность и умение делать выбор, ответственность;
  • анализ ситуаций с разных точек зрения; новое видение различных ситуаций общения, взаимоотношений – более широкое и свободное;
  • оптимальное, адекватное, свободное, уверенное, гибкое поведение (взамен реактивного, осознанное, с собственным выбором)…

Немного грустно, аналогично, как по окончании школы, ВУЗа… – столько пережито вместе, и тревожно-волнительно-задорно – как там дальше – самостоятельно?!

К сожалению, нередко, даже при достижении хороших перемен в ходе психологической работы, происходит возврат к исходной точке. Это проблема устойчивости достигнутых перемен, задача переноса достижений в свою жизнь.

Этому есть объяснения – человек возвращается в привычные условия жизни и социальную систему, если этот аспект остался за рамками рассмотрения в ходе работы, его влияние возрастает, если сопротивляемость личности не достаточно выросла, то при потере опоры на психолога, личность оказывается вновь подверженной влиянию значимой среды – всё это вместе влияет на человека так, что действительно достигнутые им в ходе курса личностные изменения сходят на нет, человек переживает разочарование…

Наиболее часто это происходит при консультировании молодых людей, с формирующейся, неустоявшейся личностью, людей с зависимостью от окружения, людей с теми или иными формами личностных расстройств.

Однако изменения в сравнении с началом работы к её окончанию ведь всё же есть!

Это важно оценить, зафиксировать и такая оценка, фиксация, и планирование дальнейшей жизни после курса с опорой на достижения, способствует, помогает удерживать достигнутые перемены, и развивать их далее в привычном окружении.

Чтобы добиться укрепления извлечённых результатов, предлагаю проделывать упражнение на рефлексию:

«Оценка опыта участия в курсе»:

Отложите клавиатуру, мышку, ручку, тетрадь. Постарайтесь расслабиться, сделайте несколько глубоких вдохов, сконцентрируйтесь на дыхании. Теперь взгляните мысленным взором на свою работу в ходе курса…

Задайтесь следующими вопросами:

Что первое приходит в голову? Отметьте это и отпустите …

Что вам понравилось в ходе курса, что получалось хорошо, что удавалось? …

Что вызывало у вас затруднения? …

Какими из своих взаимодействий вы более всего довольны, удовлетворены? …

В какой степени вы удовлетворены построенными вами взаимоотношениями с психологом? Что помогало вам.., что мешало.., насколько удавалось что-то делать со своими блоками, открываться? …

Какие открытия вы совершили в ходе вашей работы? …

Что узнали, что сформулировали иначе? …

Чему научились вновь, что усовершенствовали? …

Как изменилось ваше видение ситуаций?

Как развилось ваше самосознание?

Как изменилось отношение к себе, к значимым людям, к событиям?

Каким вы видите себя теперь, как возросла ваша сила «Я»?

На какие ресурсы теперь можете опираться?

Какой степени развития вы достигли в вашем самоконтроле?

Как теперь изменится ваша жизнь, ваше общение, что вы внесёте в свою жизнедеятельность с учётом извлечённого опыта?

А теперь отметьте, запишите, что вам запомнилось и что с вами в данный момент происходит, после того, как вы обратились к этим вопросам …

Сверьте свои записи, свой запрос, цели на начало курса и достигнутые результаты …

Есть ещё что-то, что вам важно было бы отметить, какие сложности вы испытываете, какие задачи вы определяете для своего дальнейшего развития? Какие программы вы заинтересованы были бы пройти в перспективе? …

Дополните свои записи …

 

И в продолжение этой работы можно сделать упражнение на оценку общего благополучия «Колесо личного благополучия».

В нём могут быть отражены, как текущее положение, так и цели на будущее, так и состояние дел на начало завершённого курса – тогда оценка курса получает своё визуальное выражение, и будет отмечена в динамике развития во времени из прошлого через настоящее к будущему.

Важно иметь в виду, что идеальное положение – это общий ориентир, гораздо важнее в качестве ближайших целей своего развития отмечать именно реально достижимое положение в пространстве своего развития, которое в ходе жизнедеятельности, с опытом и достижением прежде поставленных целей, может меняться, уточняться, расти.

Итак:

Наша профессиональная, социальная и личная жизнь не существуют изолированно. Она целостна, как бы ни пытались мы отделить одно от другого, она вплетена в ткань нашего повседневного существования, бытия…

Хотя понятие «выгорания» связывается по преимуществу с рабочей деятельностью, но невозможно не признать, что все сферы нашей жизни взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Существуют понятия, близкие к «выгоранию» - «усталость в браке», «усталость от жизни». Потому время от времени необходимо отражать и оценивать свою жизненную ситуацию в целом.

Сделаем это теперь – рисуем колесо личного благополучия, включающее следующие спицы-сферы:

  • интеллектуальная,
  • эмоциональная,
  • физическое состояние,
  • социальная,
  • профессиональная,
  • отношение к окружающей действительности,
  • психологическое состояние,
  • духовная жизнь

(я взял готовый рисунок, вы же можете сделать свой, и внести в колесо своего благополучия столько спиц, сколько сфер, факторов вам важно оценить для себя. В данном случае сферы обозначены обобщенно, их вполне возможно заменять, конкретизировать. Используйете сам принцип).

Оценим выраженность каждой из сфер:

  1. Отметьте точкой на каждой спице колеса то, как вы оцениваете своё состояние в данный момент.
  2. Проведите линию, последовательно соединяющую эти точки друг с другом.
  3. Теперь оцените для себя:
  • Какая сфера жизнедеятельности у вас наиболее благополучна?
  • Какая наименее благополучна?
  • Рассмотрите получившийся от соединения точек контур. Насколько он близок к кругу? Достаточно ли легко, свободно ваше колесо может «катиться по жизни»? Какие чувства оно у вас вызывает?
  • Что вам хотелось бы изменить?
  • Оцените барьеры (внешние и внутренние) на пути к желаемому.
  • Оцените имеющиеся в вашем распоряжении и требуемые вам ресурсы (внешние и внутренние).
  • Перечислите  шаги,  которые  вам  необходимо сделать, чтобы достичь этих изменений.
  • Что вы чувствуете теперь, глядя на своё колесо благополучия?

 

Такую работу полезно делать и в начале нового тренингового курса обучения, консультирования, психотерапии.., и, время от времени, в процессе его прохождения с тем, чтобы отслеживать динамику перемен и их направление, так и, время от времени, по ходу жизни. 

(упражнения взяты из книги "Мастерство психологического консультирования". /

Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с., и адаптированы специально для указанных целей)

 




Что интересного на портале?