Пенсионная реформа, психологический аспект и эмоциональное выгорание.

49Пенсионная реформа, психологический аспект и эмоциональное выгорание.
Пенсионная реформа, психологический аспект и эмоциональное выгорание.

Все мы слышали о данной реформе, в настоящий момент последствия принятия данной реформы не обсуждает только ленивый, но в основном данные обсуждения затрагивают по большей части экономический аспект, я же предлагаю подумать о психологических последствиях.

Я думаю, что данная реформа в психологическом плане может негативно повлиять на состояние людей. Первый этап, который общество происходит сейчас, можно назвать этапом проживания таких эмоций как страх за свою дальнейшую судьбу, обиды на государство, которое поднимает возраст и обрекает многих людей на весьма туманные и неясные перспективы, и злости, адресованной чиновникам, которые продвигали данный закон. Второй этап можно будет охарактеризовать как принятие данного шага. Однако это смирение скорее будет носить внешний характер, люди будут внутренне злиться и обижаться, но при этом продолжать посещать рабочие места и проявлять внутреннее недовольство только в обеденное время или на перекурах. На третьем этапе наши граждане, приближаясь ко времени выхода на пенсию, будут ощущать тревогу и беспокойство, связанные с переживанием потерять рабочее место и с тем, что трудоустроиться человеку, достигшему 50-летнего возраста, в настоящий момент довольно проблематично. Поэтому высока вероятность возникновения конфликтов между представителями, достигшим 50 лет, и молодыми специалистами потому, что старшие будут смотреть на молодых специалистов как на конкурентов, их подсиживающих.

Безусловно, со временем данные эмоциональные состояния изменятся и возможно острота переживаний спадет, но скорее всего представители первых двух поколений, работающих после принятия данной реформы, будут испытывать эти эмоции достаточно остро и болезненно,  что может негативно сказаться на их психологическом здоровье и привести к эмоциональному выгоранию.

Можно ли как-то снизить негативный фактор?

Я думаю, что да. Увы, на  многие шаги правительства мы не можем сильно повлиять, однако мы можем попытаться поддержать себя. Как это сделать?  Кроме банального совета о прохождении психотерапии и соблюдении психогигиены, я бы рекомендовал с вниманием относился к себе на рабочем месте, с целью недопущения эмоционального выгорания.

Работая в частной психологической практике, я часто сталкивался с проблемой переутомления и выгорания среди своих клиентов, которые часто задавали мне такие вопросы, как: "Можно ли психологически приспособиться к изнуряющему труду? Что происходит со мной, почему я выгорел? Как распознать эту «мину», которая уже на взводе? ". Однозначного ответа на данный вопрос нет, поскольку он достаточно сложный и затрагивает сразу два аспекта. Первый аспект –  стратегический. Он связан с грамотным планированием режима труда и отдыха. Второй аспект – внутренние эмоциональные процессы, куда включены такие чувства, как страх, злость, обида, отвращение, грусть и т.д. Если с первым аспектом в большинстве случаев возможно справиться, подключив логику и стратегическое мышление, то со вторым –  могут возникнут сложности и тут иногда без посторонней помощи становиться очень трудно. В такие минуты человек может пребывать в подавленном или агрессивном состоянии. Это может стать весьма сильной проблемой не только для человека, но и для его окружения. Работая в правоохранительной системе и в системе здравоохранения мне приходилось консультировать руководителей, которые сталкивались с проблемой негативного состояния среди своих подчиненных. К таких случаях я рекомендовал строить взаимодействие с подобным работником на принципе наблюдения –  в какие минуты возникает злость (грусть или иное состояние), что происходит с этим человеком, как он реагирует и т.д. На данном этапе важно понять, что же именно вызывает негативное состояние, поскольку иногда даже сам работник не может понять, что с ним происходит и из-за чего. Далее необходимо либо удалить травмирующий фактор, либо, если это невозможно, оказать эмоциональную поддержку работнику. 

К сожалению, бывают случаи, когда работодатель по каким-то своим принципам не может оказать поддержки, и тогда за ресурсами остается обратиться только к близким людям, семье или друзьям. Наиболее популярная ошибка, которую допускают люди, оказывая помощь, это обесценивание ситуации. Данное обесценивание может звучать, например, так: «да не переживай ты, это ерунда», «нашел из-за чего расстраиваться», «что теперь будешь рыдать по пустякам?», «да мне самому сейчас сложно», «давай соберись!» «хватит уже плакать!». Стоит запомнить, что подобные фразы не просто не поддерживают, а скорее, могут только вызвать агрессию, поэтому при общении с таким человеком стоит говорить «принимающие» и «поддерживающие» фразы: «вижу, что тебе и правда сейчас непросто», «мне хочется поддержать тебя», «чем бы я мог помочь тебе?». Говоря «принимающие» фразы, мы даем понять человеку, что он нам не безразличен, это уже может дать терапевтический эффект, но стоит помнить, что, говоря такие слова, мы можем увидеть слезы человека и важно быть к этому готовым и не подавлять его реакцию.

А что думаете Вы, повлияет ли реформа на эмоциональное выгорание людей?

Толотов Алексей

Поделиться:


2018-08-17
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?