Староверы
Вопрос определения первоисточника энергии жизни является одним из самых интригующих и таинственных для человека, поскольку этот вопрос напрямую связан с самым важным для любого человека – с качеством жизни, продолжительностью и возможным бессмертием, очёммечтает каждый человек на земле, осознавая неизбежность смерти.
В то же время, несмотря на все усилия и потуги всего человечества, решить эту цепочку основополагающих жизненных вопросов (качества жизни, продолжительности и бессмертия) ещё никому не удалось из смертных по имеющимся сведениям, хотя известны отдельные факты, а точнее артефакты говорят о том, что в истории человечества всё же были те особые люди, которым удалось овладеть своей духовной силой и энергией, и благодаря этому, решить вопрос увеличения продолжительности своей жизни и даже бессмертия, как в бестелесном виде, так и в виде телесном.
Бестелесность в данном случае подразумевает сугубо духовный способ существования личности в виде души, как нематериального духовного тела, а телесность предполагает все атрибуты физического тела, хотя это принципиально иное тело, только кажущееся телом.
Решение этих высших экзистенциальных проблем, как говорит духовный опыт человечества, стало возможно благодаря знанию природы силы и энергии человека, а также знанию того первоисточника, из которого эта сила и энергия исходят.
По авторитетному мнению всех религий мира этим первоисточником жизненной энергии для всего существующего во Вселенной является Дух или Бог, как высшее творческое начало и Метасеть сознания Вселенной на современном научном языке.
Возможность нахождения в этой Метасети Духа и тождественность энергий души энергиям этой Метасети (синергия) и есть залог неограниченной продолжительности жизни и бессмертия.
Это залог и был реализован первыми людьми, обладавшими бессмертием и имевшими двойственную природу - телесно-духовную, которая обладала уникальными свойствами и духовными и физическими.
Только после «грехопадения» или точнее повреждения самостью природы первозданного человека, его тело человека утратило духовные качества и стало одним фактически телом физиологическим, т.е. подверженным инстинктам (страстям), болезням и старению и смерти.
Из той же Библии известно, что после падения, Адам, сохранивший остатки духовной памяти и духовного знания о бессмертии, прожил 930 лет. Как известно, Ева родила Сифа, когда Адаму было уже 130 лет. Впоследствии срок жизни людей сокращался и сын Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910, праправнук Малалеил – 895 и т.д.
Несмотря на известную метафоричность Библии и Ветхого Завета в отношении точных дат и времени, эта закономерность является верной и духовное знание человечества не только в библейском варианте, но ивдругих духовных источниках, включая Веды, Священный Канон (буддизма), Бхагавадгиту, Магическое знание (объяснение) и др. даёт аналогичную картину духовного бессмертия и утраты духовного знания по мере технологического развития нашей цивилизации.
К моменту пришествия в мир Мессии - Иисуса Христа, в Евангелие упоминается о Симеоне, который жил более 350 лет в ожидании пришествия Спасителя и умер в возрасте 360 лет по описанию Дмитрия Ростовского.
По учению святых отцов Восточной Церкви именно процесс отхода или точнее удаления человека от Духа, как первоисточника энергий жизни и осознания и делал постепенно человека всё более слабым, болезненным и смертным.
«…изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество [человеческое]» (Преп. Максим Исповедник. Твор. Книга 2. Вопросо-ответы к Фалассию. Вопрос 42.)
«Когда душа через вдуновение создана была разумною и мысленною, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него вначале гнева и похоти неразумной, но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность.» (Преп. Григорий Синаит, Добротолюбие, Т.5)
Таким образом, ограничение продолжительности жизни человека пределом в 100 - 120 лет - это прямой результат утраты человеком прямой связи с Духом (Богом), как первоисточником энергии жизни. Потеряв Дух, человек потерял не только свою изначальную силу и энергию, но и высшее знание о том, как эту энергию обретать в себе и накапливать.
«И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять» (Быт.6:3)
Дословно:
«И сказал Господь Бог: не может Дух Мой пребывать в этих людях вечно, поскольку они одна лишь плоть и их максимальная продолжительность жизни сто двадцать лет» (Быт.6:3)
Можно ли человеку изменить эту установку Духа (Бога) о качестве и продолжительности жизни ?
Несомненно, можно. Но для этого человеку нужно вернуться в своё первоначальное духовное состояние и достоинство, а это значит буквально то, что человеку нужно заново овладеть всеми своими силами и энергиями, контроль над которыми он потерял после повреждения самостью и эгоизмом ?
Что же произошло с первозданным бессмертным человеком после повреждения его природы самостью и эгоизмом с точки зрения сил и энергий души ?
Это едва ли не самый главный вопрос всей христианской антропологии и психологии. Но ответ на него, как ни странно, весьма прост. С точки зрения сил и энергий души человека, как невидимого «энергетического тела», человек утратил волевой контроль над всеми силами и энергиями своей души, сосредоточенными в «духовном сердце» (точке сборки), которые ему следовало беречь от телесных привязанностей и зависимостей и отдал весь контроль своих сил эго («Я»), как ложной и временной структуре, которая имеет не человеческую природу.
Проще говоря, человек утратил контроль над «ядерным реактором» сил и энергий своей бессмертной души (духовного тела), уступив этот контроль своему эго, а то отдало его своим слабостям, привязанностям, чувствам и инстинктам (страстям), которые распустили и ослабили все изначально собранные в одно силы и энергии души (ум, чувство, волю), сделав человека по слову преп. Максима Исповедника «страстным, тленным и смертным».
Данный процесс хаотичного разупорядочивания и распада сил и энергий души из собранного и целостного состояния в народном фольклоре очень часто олицетворяется «расплетением» косы волос.
Собранная коса и распущенные волосы
При этом «собранные» в косу волосы символизируют порядок и собранность (триединство) трёх основных сил души (ума, чувства и воли), а расплетённые и не собранные волосы символизируют хаос, распущенность и произвол в силах и энергиях души.
Не сложно догадаться, что распущенность в с данном случае имеет место не только к волосам, но и нраву и характеру человека.
Таким образом, возврат человека в изначальное и целостное состояние (духовное) возможен путём обратным «грехопадению» через собирание и взятие под контроль всех сил и энергий души обратно в триединое состояние ума, чувства и воли, посредством целенаправленной работы с эгоизмом и страстями.
В этом и состоит основа духовного подвижничества, православной аскетики и практики умного делания (делания духовного ума), которая сегодня совершенно забыта, искажена и подменена морализаторством и обрядоверием.
В этом нельзя кого-то винить, поскольку Иисус Христос давал своим ученикам и апостолам целостное духовное знание о спасении души, но человеческое невежество и ограниченность из всего этого ёмкого и глубинного духовного знания выбрало и поняло только самое простое и поверхностное - нравственное или душевное знание, совершенно упустив из поля зрения знание духовное, т.е. сущностную сторону энергетического устройства души с точки зрения сил и энергий.
В этой связи нет сомнений в том, что спасение души, как способ обретения утраченного контроля над всеми силами и энергиями души, просто невозможно без знания устройства души с точки зрения сил и энергий.
Большинство верующих людей знают о том, что в основе исцеления и преображения души по учению отцов церкви лежит работа с эгоизмом и страстями тела, души и духа, которых, кроме 8 базовых (чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, печать, уныние, тщеславие, гордость), известно не менее 298 по преп. Петру Дамаскину.
Многие знают о том, что проработка эгоизма и всех страстей предполагает замену их соответствующими добродетелями, которых, кроме 8 базовых (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, радость, трезвение, смирение, самоотвержение (любовь)), насчитывается не менее 235 по тому же преп. Петру Дамаскину.
Но крайне мало кто из верующих знает о том, что все страсти и добродетели – это не просто качества, а именно энергии, питающие силы души (ум, чувство, волю), которые подчиняются чётким духовным законам перетекания одних в другие и имеют внутри души соответствующие каналы для перетекания, которых огромное множество и которые все замыкаются в конечном счёте на нейросеть мозга, гиперсеть разума и Метасеть духовного сознания.
Мало кто из верующих знает о том, что именно от реального соотношения качеств (энергий) страсти и добродетели в душе и зависит то, как человек чувствует и воспринимает мир и самого себя – или через призму света, веры и надежды или мрака неверия и безнадёжности.
Мало кто из верующих знает о том, что состояние здоровья тела, души и духа, проявляющееся в ясности ума, радости жизни, трезвости и избытке любви ко всему, напрямую зависит от доминанты энергий добродетелей и наоборот, состояние не здоровья тела, души и духа, проявляющееся в затуманенности сознания, страхе, тревоге и постоянной неудовлетворённости чем-либо, напрямую зависит от доминанты энергий эгоизма и стрестей.
Мало кто из верующих знает о том, что энергии божественной благодати, исходящие от Бога Отца подобно лучам света и питающие три главные силы души (ум, чувство, волю) постоянно исходят и проходят через душу каждого человека подобно невидимому «электрическому току» и только от доминанты страстей и добродетелей в душе зависит то, в какое состояние души эти божественные энергии перетекут - в благое (добродетельное) или в злое (страстное).
Мало кто из верующих знает о том, что изначальные божественные энергии добродетели (мудрость, мужество, целомудрие и правда) именно системой эгоизма и страстей расщепляются (преломляются) в душе на всё многообразие самых разных качеств личности.
Мало кто из верующих знает о том, что если человек искоренит при жизни все свои страсти тела, души и духа и даст возможность изначальным божественным энергиям добродетели (мудрость, мужество, целомудрие, правда) наполнить три силы души (ум, чувство, волю), то энергия человека станет возрастать в любом возрасте, возвращая человеку жизненные силы и делая здоровым его дух, душу и тело.
Мало кто из верующих знает о том, что когда у человека не останется в теле, душе и духе ни одной страсти и следов эгоизма, то человек снова ощутит свою первозданную силу и духовную энергию, у него исчезнут все болезни и духовный мир откроет перед ним свои двери, как перед Адамом и Христом.
«если изменение произволения в Адаме ввело страстность, тленность и смертность в естество [человеческое], то непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие.» (Преп. Максим Исповедник. Твор. Книга 2. Вопросо-ответы к Фалассию. Вопрос 42.)
Иными словами, как человек утратил свою изначальную силу и энергию через падение в хаос гедонизма и эвдемонизма, т.е. удовольствий и чувственных наслаждлений, точно также через усиленный труд над собой, аскетику и делание сети духовного сознания (умное делание), человек может вернуть себе утраченное достоинство и силы.
Таким образом, суть возврата божественной энергии в душу, как систему трёх гиперсетей сетей (мозга, разума и сознания) можно рассматривать как упорядочивание или «выравнивание» хаотичной структуры всех проводников по Метасети духовного сознания или сети Духа (Бога), как питающей и основной. Это принцип структурирования «кроны и листвы древа сознания» по направлению «Солнца Бога», питающего человеческое древо когниции (познания) лучами своих энергий.
В предыдущей теме «Где у человека находится “батарейка” энергии жизни и как она “заряжается”» уже был рассмотрен вопрос о том, что представляет собой «ёмкость» души, как гиперсетевая структура, в которой аккумулируется и циркулирует высшая энергия жизни, именуемая благодатью.
Главным выводом этой темы стало понимание самого принципа получения и накопления высшей нетварной энергии благодати, который связан со степенью разветвлённости и утончённости самой тонкой сети духовного сознания, которая и взаимодействует синергийно с Мета сетью духа (Бога), как единого источника энергии жизни и осознания.
В предыдущей теме было сделано предположение о том, что высшая нетварная энергия благодати распространяется по Мета сети Духа от Бога Отца в виде импульсов (эманаций), которые напоминают собой излучение незримого Солнца Бога, а тонкая сетевая структура души, как энергетического тела, напоминает собой «живое растение», растущее под лучами Солнца Бога.
При этом «почвой и корнями» растения души можно считать мозг и нейросеть мозга, «стволом и ветвями» можно считать разум и гиперсеть разума, а «кроной и плодами» – дух и сеть духовного сознания, как самую тонкую и разветвлённую, принимающую на себя эманации от Солнца Бога.
Не сложно понять, что чем более высока и разветвлённая «крона» древа души, тем больше солнечных лучей энергии благодати она принимает и наоборот.
Такая получается картина внутреннего роста души, питаемой нетварной энергией и информацией, исходящей от Солнца Бога.
Древо души под Солнцем Бога
«что солнце для существ чувственных, то Бог — для умственных; оно освещает мир видимый, а Он — невидимый; оно делает телесные взоры солнцевидными, а Он умственные природы — боговидными. И как солнце, давая возможность видящему видеть, а видимому быть видимым, само несравненно прекраснее видимого, так и Бог, сделавший, чтобы существа мыслящие мыслили, а мыслимые были осмысливаемы» (Григорий Богослов, Слово 21, 1)
Сам факт питания или точнее принятия душой нетварных энергий духа подобно «дыханию», известен в святоотеческом предании и некоторые отцы говорят об этом буквально:
«Душа есть Божие дыхание» (Григорий Богослов, святитель. Творения. Т.2. С.43.)
«Иное есть дыхание жизни, делающее человека психическим, и иное естьдухживотворящий, делающий человека духовным» (Ириней Лионский, по Позову А. «Основы древнецерковной антропологии». Т.1. С.31.)
Таким образом, сам принцип «дыхания» души духом Божьим и есть принцип исхождения от Бога Отца эманаций (импульсов энергии) Святого Духа, которые и принимает душа самой утончённой сетью духовного сознания.
Любопытно то, что данный принцип питания души энергиями Святого Духа нашёл отражение и в современной нейронауке. Как сказал известный британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог, Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах» Фрэнсис Крик:
«Если бы нам удалось узнать все свойства нейронов плюс взаимодействия между ними, мы бы смогли объяснить что так дух».
И хотя вряд ли наука что-то узнала о Боге, поняв специализацию всех нейронов, тем не менее, нейронаука изначально предполагала о том, что Дух (Бог) - это мета сеть сознания Вселенной, поскольку иначе просто невозможно единство всего сущего и управление всем сущим со стороны Бога.
Точку зрения о том, что существует тончайшая всепроникающая «стихия» (среда), служащая последней гранью вещественности за которой уже нет вещества (материи), а есть только энергии Духа разделял и святитель Феофан Затворник:
«Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, всё проникает и всюду проходит, служа последней гранью вещественного бытия.» (Св. Феофан Затворник, Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться, Письмо 13)
Таким образом, практически не остаётся сомнений в том, что душа имеет сложную и многоуровневую гиперсетевую структуру из тончайших проводников энергии и информации, которая напрямую взаимодействует с Мета сетью Духа (Бога) посредством импульсов энергии, исходящих от Бога в виде эманаций Святого Духа.
Данную систему можно попытаться визуализировать по аналогии с предыдущей картинкой «дерева по солнцем», только в сетевом виде.
Сетевой вид души под Солнцем Бога
На этом рисунке «древо сознания» или душа представлена в виде сферы (когнитивной сферы), имеющей точку повышенной светимости, именуемую «духовным сердцем», где и собирается картина мира, которая (точка сборки) взаимодействует с тем же солнцем только не солнцем физическим, а Солнцем Бога, как источника энергии жизни и осознания.
Зачем нам нужна эта сетевая схема ?
Она нам нужна именно для того, чтобы показать как работает система движения высшей энергии и информации от Духа к душе, поскольку это и есть система питания и подзарядки человеческой «батарейки» высшей духовной энергией и информацией.
Исходя из этой схемы видно, что Дух (Бог) воздействует своими эманациями на «точку сборки» (духовное сердце), вызывая к жизни осознание и восприятие, которые и формируются внутри когнитивной сферы под действием той энергии, которая поступает от Духа (Бога).
Как это ни странно, но у святых отцов Восточной Церкви есть даже более детальное описание этого процесса и раскладка на отдельные составляющие высших божественных энергий (божественных добродетелей), которых нет у человека и которые присущи только Святому Духу. Таких добродетелей 4: мудрость, мужество, целомудрие и правда.
«Добродетели, хотя одни из других рождаются, но бытие свое имеют из трех сил душевных, – все, кроме божественных. Ибо причина и начало четырех родовых божественных добродетелей, из коих и в коих состоят все прочие, именно – мудрости, мужества, целомудрия и правды, есть божественная духодвижная премудрость, в уме четверояко движимая.» (Преп. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 85, Добротолюбие, Т, 5)
Принцип питания души первичными энергиями
Таким образом, первичные нетварные энергии благодати в виде четырёх качеств божественной добродетели, как силы ума – мудрости, силы чувства - мужества, силы воли – целомудрия и объединяющем их качестве чистоты совести - правды, поступают в духовное сердце, а там под действием эго, как следствия первородного повреждения души преломляются на прочие качества.
Для чего приведена эта схема ?
Она приведена для того, чтобы показать, что подлинным силовым и энергетическим центром в душе человека является «точка сборки» (духовное сердце), в котором и концентрируются все энергии трёх сил души: ума, чувства и воли.
Овладение этим энергетическим центром (духовным сердцем) и есть аспект овладения человеком своей духовной силой в высшем смысле, поскольку сила человека берёт своё начало в этом центре, непосредственно контактирующим с Духом (Богом).
Добраться до этого центра души, из которого открывается «видение» Бога очень не просто, поскольку данный центр расположен на значительном удалении от центра головного мозга и разума.
Известное в святоотеческой традиции помещение ума в сердце и есть соединение центра головного мозга с центром духовного сердца. Духовное сердце в святоотеческой письменности иногда именуется внутренней клетью и цитата преп. Исаака Сирина как раз и говорит об этом:
«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» (Св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, слово. 2)
Потщись в данном случае означает потрудись «войти в пространство духовного сердца, чтобы увидеть сферу Духа».
Таким образом, жизненная сила человека, поступающая от Духа, внутри души исходит из духовного сердца (точки сборки) и овладение человеком своей духовной силой сводится к овладению точкой сборки (духовным сердцем).
Данный процесс овладения духовным сердцем и есть процесс очищения души и сердца от всех страстей. Данный процесс может быть визуализирован на схеме:
Фактически рост «древа души», идущий от нейросети головного мозга, переходящий далее в рост гиперсети разума и далее в развитие сети сознания и есть процесс соединения центра головного мозга с центром духовного сердца, как показано на рисунке.
Можно сказать, что в процессе когнитивного развития мы буквально прорастаем сетевыми связами от периферии нейросети мозга, выступающей в роли «почвы и корней» к «кроне и плодам» духовного сердца.
Проще говоря, мозг - это «почва» для древа души, а духовное сердце - это то место куда светит Солнце Бога и где должна располагаться «крона» древа души на которую падают высшие энергии духовной благодати. Именно поэтому рост гиперсети духовного сознания начинается на уровне нейросети мозга, как когнитивной «почвы».
Это и есть главный когнитивный смысл притчи Христа о «семенах» духовного знания, упавших в разные места, но проросших только там, где благодатная «почва» нейросети мозга и разума.
Притча:
«вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.» (Мф. 13:1-8)
Толкование:
«...к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.» (Мф. 13:19-23)
Несложно понять, что слышащего и разумеющего, который и бывает «плодоносен», означает буквально глубоко осознающего и понимающего, который не забывает сказанное, а развивает мысль и духовное понимание, т.е. строит на основе глубокой мысли целую сеть знания и духовного познания, подобно «древу» (горчичному).
«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.» (Мф. 13: 31-32)
Таким образом, духовное развитие человека можно напрямую соотносить с развитием «фрактального древа» сети духовного сознания, которое проходит три стадии развития (телесное, душевное, духовное):
- телесное состояние (до 30 лет) - нейросеть мозга (рассудок, разум),
- душевное состояние (от 30 лет до 60 лет) - гиперсеть разума (разум, интеллект)
- духовное состояние (от 60 лет) - мета сеть духовного сознания (духовное сознание).
На этих стадиях и происходит постепенный рост души, как «древа познания» добра и зла, которое может давать разные плоды - зла и добра.
Как известно, плоды и дары духа – это не одно и то же:
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» (1Кор. 12:7-11)
Не сложно понять, что все перечисленные плоды и дары духа - это результат духовной осознанности и овладения всеми силами и энергиями души.
Таким образом, конечным итогом роста «древа души», соединяющего ум с духовным сердцем, являются плоды и дары Святого Духа, которые есть ни что иное как высшие духовно-нравственные свойства личности на основе уникальных возможностей Метасети духовного сознания.
В чём же сила человека ?
Вне всякого сомнения, сила человека не в теле, а в совершенном духе, т.е. в духовной осознанности, которая контактирует с Богом и напрямую питается энергиями Духа через сеть духовного сознания.
Наш чистый дух, содержащий в себе все энергии души, её память и её ум - это и есть главный и конечный результат всей нашей жизни, как процесса длительного роста, очищения от эгоизма и страстей, упорядочивания и структурирования (выравнивания) сети духовного сознания.
Парадокс человеческого духа, как концентрированной энергии осознания, состоит в том, что при содействии Духа Божьего в Метасети духа человеческий дух способен создать себе любую форму и даже целый мир, подобно богу.
Вот насколько высоко наше духовное призвание, о котором мы все совершенно забыли и которое мы потеряли из вида в суете повседневной телесной жизни, став заложниками нашей плоти и наших страстей, ослабляющих нашу силу и делающих нас слабыми, болезненными и смертными.
Блажен тот, кто дерзает в наше время тотальной суеты и невежества вернуть себе утраченные знание, силу и достоинство.