Психологический анамнез клиента: о чем рассказать специалисту



Получение профессиональной и квалифицированной психологической, психотерапевтическойили психиатрической помощи всегда начинается с первого, подготовительного, этапа, включающий в себя ряд важнейших и необходимых для психотерапии или психологическогоконсультирования компонентов. Одним из таких компонентов является сбор анамнеза, то естьпервой и важнейшей информации, на основе которой обозначается или психологическаяпроблема, или ставится диагноз, которые, в свою очередь, определяют цели и результатылечения, или решения проблемы, выбор стратегии психологической помощи, методовпсихотерапии и средств психокоррекции и т.д.
Анамнез—это совокупность сведений об условиях жизни клиента до появления проблемы(или заболевания), история её развития и изменение состояния и качества жизни клиента врезультате её появления.  Эти сведения собираются по определенному плану.
Существует два вида анамнеза, психологический и медицинский (психический, психиатрический), похожие по методам и структуре обследования проблемы и жизни клиента, но значительно различаются по цели и по использованию полученных данных.
Психический и психиатрический анамнезы собирают специалисты с высшим медицинским образованием, врачи —психиатры, врачи—психотерапевты. Анамнез необходим для постановки диагноза и выбора адекватной терапии помощи.
Психологический анамнез собирает психологом —психотерапевтом (психологом), на первом, подготовительным, этапе, во время  знакомства клиента со специалистом.
Психологический анамнез направлен на получение от клиента важной и совокупной информации:
*о жизни клиента до появления проблемы информации,
*о личности клиента, как о сложившейся системе,
*о динамике формирования проблемы,
*об изменении состояния клиента, в результате появления проблемы.
Цель психологического анамнеза: классифицировать проблему клиента, определить её отражение в субъективном мире клиента, к его поведении и в его системе межличностных отношений.
Основными методами психологического анамнеза являются:
*слушание субъективных жалоб клиента (лексика и манера жалоб);
*опрос —беседа с клиентом;
*вопросы (уточняющие, конкретизирующие) к клиенту;
*изучение, при необходимости, результатов клинического тестирования (у клинического психолога, например, если у клиента проблемы с психическими процессами: памятью или вниманием и др) и клинических исследований у врачей (например, эндокринолога, невролога, психиатра/психотерапевта и др.), необходимых для исключения глубоких патологий и органических поражений, при которых клиент не сможет получить долгожданный результат и эффекты психологической помощи от психолога, и, будет перенаправлен им к врачу —психиатру или врачу —психотерапевту. При необходимости.
Выводы по информации, полученной во время сбора психологического анамнеза, позволяют специалисту:
*классифицировать проблему клиента;
*определить уровень изменений в личности и в жизни клиента за время появления проблемы;
*определить стратегию психологической помощи.
Информация психологического анамнеза собирается по определенному плану и по основным темам. Итак, очемстоитрассказатьспециалисту.
1.Начнитерассказс общих сведений о себе:
*возрасте (сколько лет);
*семейное положение;
*перенесенные в прошлом болезни, о хронические и наследственные заболевания и реакции на них, время последнего медицинского обследования (например, у эндокринолога и др) и его результаты;
*развитие  семейных и интимных отношений;
*удовлетворенность работой и профессиональными отношениями;
*отношения с непосредственным окружением вне семьи;
*тяжелые события в прошлой жизни (утраты близких, конфликты и др.) и реакция на них.
*наличие/отсутствие вредных привычек.
*увлечения, хобби, интересы.
2.Затем жалобы  на саму  проблему:
*Опишите болезненную проблему: когда она проявилась впервые, как проблема развивалась и отражалась на  самочувствии и жизни, как проявляется  «психологическая боль».
*Опишите развитие и частоту проявления «психологической боли» и чувства, эмоции и ощущения при этом.
*Расскажите о психоэмоциональном состоянии.  Постарайтесь, при передаче психоэмоционального состояния, описать как можно больше деталей.
3.Далее обозначьте результат, который бы Вы хотели получить от работы со специалистом. Например. Поставленная Вами перед психологом цель: решить проблему нормативного возрастного кризиса.  Значит, результатом работы с психологом должно стать, например: постановка новых жизненных целей, новый имидж, старт в саморазвитии, появление новых личностных качеств и др.
К слову, рассказывая о себе, можете расплакаться. Не стесняйтесь слез — это абсолютнаянормальная реакция, через которую происходит некоторое высвобождение от проблемы.
Любая знакомая информация о себе- любимом снимает Ваше внутреннее психоэмоциональное напряжение и страхи, связанные с первым посещением специалиста.

Оригинал статьи находится на KwikHelp.ru

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)



Что интересного на портале?