Консультация детского психолога Юлии Даниловой
Для того, чтобы разобрать типичные ошибки родителей в воспитании детей, приведу пример работы с мамой 6-ти летнего сына.
Пусть маму будут звать Ириной, а сына - Лешей (я специально делаю истории неузнаваемыми для соблюдения условий конфиденциальности).
Ирина пришла по поводу агрессивного поведения сына, непослушания. Дословно она говорила так:
1) устала от жалоб на него, он дерется;
2) меня не слушается, я говорю, а он все равно продолжает;;
3) ничем не хочет заниматься, ничего ему не интересно, все нужно заставлять.
Вернемся к 5-ти основным ошибкам родителей:
Я задаю вопросы, направленные на получение информации:
— Дома Леша проявляет агрессию?
— Нет. Огрызается только.
— А вы проявляете?
— Ору на него в последнее время, по-другому не понимает.
Дальше даю небольшую теорию о том, что у детей есть потребность в разрядке агрессии, которая возникает у них на родителей. В здоровом варианте дети разряжают ее в играх со сверстниками, что и происходило в детском саду. Только нужно еще условия игры соблюдать: нельзя причинять вред другому.
Что делать маме? Создать условия для безопасной разрядки агрессии дома или в другом месте с другими детьми.
Итак, ПЕРВАЯ ОШИБКА в том, то мама запрещала драться вместо создания условий для удовлетворения потребности в разрядке агрессии. Ух! Звучит сложно, но по-другому не получается сказать.
Дальше выясняем, какие представления есть у Ирины по поводу того, каким должен быть Леша:
— Не должен проявлять агрессию. Не должен злиться. Не должен драться.
— А насколько полезно такое ваше убеждение для него?
— Ну так пусть других бьет?
— Я не знаю. Может иногда и это нужно.
— Всегда вопрос можно решить без применения силы.
— Это еще одно убеждение. И американский президент с ним не согласен. И Леши — тоже. Что Леша будет делать, когда ему нужно будет себя защитить?
Понимаете, да? Дальше идет работа с установками, чтобы не слепо ими пользоваться, а смотреть, насколько они полезны для ребенка, для вас, для ваших отношений.
Итак, ошибка №2 — мама опирается на свои представления о том, как должен вести себя ребенок, не проверяя их на адекватность ситуации.Об ошибке №3 Ирина сама сразу сказала: «Ору на него!» Если вас захватил гнев, то в этом состоянии вы не сможете принять взвешенное решения и вести себя, опять же, адекватно.
Ошибка №4. Ирина не знала, что делать с чувствами Леши. Ее пугала его агрессивность, поэтому она наказывала сына, пытаясь прервать, остановить агрессию. Парадоксальная ситуация: пытаться прекратить агрессию через агрессию.
Ошибка №5. Ирина думала, что она с Лешей договорилась о том, что он не будет драться. А на самом деле- это было ее решением. Сын в этом договоре не участвовал и ответственность за свое поведение на себя не брал.Вот как выглядит первая часть работы над ошибками на консультации. Вторая часть — это работа над альтернативными вариантами поведения мамы.
Получите подробное описание "5 главных ошибок родителей" в чек-листе.