Консультация с мамой дошкольника: работа над ошибками


Консультация детского психолога Юлии Даниловой

Для того, чтобы разобрать типичные ошибки родителей в воспитании детей, приведу пример работы с мамой 6-ти летнего сына. 

Пусть маму будут звать Ириной, а сына - Лешей (я специально делаю истории неузнаваемыми для соблюдения условий конфиденциальности).

Ирина пришла по поводу агрессивного поведения сына, непослушания. Дословно она говорила так: 

1) устала от жалоб на него, он дерется;

2) меня не слушается, я говорю, а он все равно продолжает;;

3) ничем не хочет заниматься, ничего ему не интересно, все нужно заставлять.

Вернемся к 5-ти основным ошибкам родителей: 

Я задаю вопросы, направленные на получение информации:

— Дома Леша проявляет агрессию?

— Нет. Огрызается только. 

— А вы проявляете?

— Ору на него в последнее время, по-другому не понимает.

Дальше даю небольшую теорию о том, что у детей есть потребность в разрядке агрессии, которая возникает у них на родителей. В здоровом варианте дети разряжают ее в играх со сверстниками, что и происходило в детском саду. Только нужно еще условия игры соблюдать: нельзя причинять вред другому.

Что делать маме? Создать условия для безопасной разрядки агрессии дома или в другом месте с другими детьми.

Итак, ПЕРВАЯ ОШИБКА в том, то мама запрещала драться вместо создания условий для удовлетворения потребности в разрядке агрессии. Ух! Звучит сложно, но по-другому не получается сказать.

Дальше выясняем, какие представления есть у Ирины по поводу того, каким должен быть Леша:

— Не должен проявлять агрессию. Не должен злиться. Не должен драться.

— А насколько полезно такое ваше убеждение для него?

— Ну так пусть других бьет?

— Я не знаю. Может иногда и это нужно.

— Всегда вопрос можно решить без применения силы.

— Это еще одно убеждение. И американский президент с ним не согласен. И  Леши — тоже. Что Леша будет делать, когда ему нужно будет себя защитить?

Понимаете, да? Дальше идет работа с установками, чтобы не слепо ими пользоваться, а смотреть, насколько они полезны для ребенка, для вас, для ваших отношений.

Итак, ошибка №2 — мама опирается на свои представления о том, как должен вести себя ребенок, не проверяя их на адекватность ситуации.Об ошибке №3 Ирина сама сразу сказала: «Ору на него!» Если вас захватил гнев, то в этом состоянии вы не сможете принять взвешенное решения и вести себя, опять же, адекватно.

Ошибка №4. Ирина не знала, что делать с чувствами Леши. Ее пугала его агрессивность, поэтому она наказывала сына, пытаясь прервать, остановить агрессию. Парадоксальная ситуация: пытаться прекратить агрессию через агрессию. 

Ошибка №5. Ирина думала, что она с Лешей договорилась о том, что он не будет драться. А на самом деле- это было ее решением. Сын в этом договоре не участвовал и ответственность за свое поведение на себя не брал.Вот как выглядит первая часть работы над ошибками на консультации. Вторая часть — это работа над альтернативными вариантами поведения мамы.

Получите подробное описание "5 главных ошибок родителей" в чек-листе.