Когда в семье появляется новый член семьи, иногда родители не понимают изменений в характере и поведении предыдущего ребенка, не допуская того, что ребенок может ревновать к нему, испытывать одновременно самые разные чувства - радость, восторг, гнев, обиду, страх, разочарование… Родители обращаются с запросом к психологу на изменившееся поведение своего старшего чада с искренним непониманием "Почему он так реагирует, ведь я же его по-прежнему продолжаю любить и стараюсь уделять ему столько внимания, сколько могу?".
В данной статье я не буду описывать возможные чувства и ожидания ребенка от появления брата или сестры и давать рекомендации, как родителям стоит себя вести с ним, на эти темы существует масса литературы и статей.
Мне здесь хочется сопроводить в эксперимент родителей, которые искренне хотят понять, что же на самом деле происходит с их первенцем, чтобы затем уже, найти способ как ему помочь справиться с переживаниями по поводу изменившейся семейной обстановки.
Предлагаю родителям два варианта эксперимента.
1. Для тех, у кого достаточно развита эмпатическая составляющая психики, кому без труда удастся "влезть в шкуру" своего чада. Представьте, что вы - это и есть ваш милый малыш!
Еще совсем недавно вы получали все внимание и любовь своих родителей, никогда не слышали фраз типа "ну ты же у меня не один (одна)", а сейчас вам приходится делить заботу, внимание любовь с другим человеком, с вашим конкурентом на родительское тепло. Попробуйте погрузиться в эмоциональные переживания, которые вы испытываете в этом эксперименте. Вам грустно? Горько? Обидно? Вы злитесь?
Что бы вы хотели услышать в такие минуты от своих самых близких людей? Каких слов, реакций и действий вам хочется получить от них в такие минуты? Попробуйте дать своему малышу все то, что бы вам самим хотелось получить в этом эксперименте.
2. Взрывной эксперимент для тех, кому сложно поставить себя на место другого.
Хорошо, не мучайте себя, просто будьте собой. Но только представьте (как в страшном сне), что у вашего ребенка внезапно появилась еще одна пара родителей.
Здесь совершенно не важно, откуда они взялись, но они имеют точно такие же права и обязанности по отношению к вашему ребенку и они будут делить эти самые права с вами всю оставшуюся жизнь! Они также, как и вы, ответственны решать все бытовые вопросы, связанные с ребенком - чем кормить, когда гулять, во сколько укладывать; вопросы развития и обучения, общения с родственниками и т.д. А еще, вам придется делить с ними свою территорию, они будут пользоваться многими вашими вещами.
Еще теперь, по любому вопросу, вам нужно договариваться и приходить к общему согласию по поводу этих решений, отстаивать свое право на принятие своих решений, если вы не согласны. Возможно, в некоторых ситуациях, вам это покажется даже несколько забавным - у вас появится свободное время, как если бы бабушка и дедушка пришли вам на помощь (старших детей также, иногда, забавляет появление младших - можно с ними поиграть, наслаждаться их неуклюжестью и беспомощностью, попробовать себя в роли взрослого). Но, в данной ситуации помните, что бабушка и дедушка не обладают всех полнотой прав, обязанностей и ответственности по отношению к вашим детям, а эти воображаемые родители - обладают точно такими же, как и вы!
Попробуйте эмоционально прочувствовать эту ситуацию. Что меняется для вас? Какие чувства вы испытываете? Наверняка, это похожие с первым экпериментом чувства - обида, злость, грусть, отчаяние? У кого бы вам хотелось попросить поддержку в такие минуты и какие слова поддержки вам нужны?
Практически то же самое может испытывать и ваш старший ребенок. При этом, в отличие от вашего состояния, его усугубляется еще и тем, что он не может искать защиты и поддержки на стороне. Вы можете обращаться за помощью и поддержкой к друзьям, знакомым, психологу, стучаться в различные службы и инстанции, а у него есть только его родители (лишь иногда еще близкие родственники)!
Его восприятие еще не достаточно развито, чтобы оценить ситуацию в целом, у него совершенно отсутствует опыт решения похожих задач, для него эта ситуация происходит впервые. У него в багаже есть только чувства и небольшой набор моделей поведения, чем он успешно и пользуется.
Что - то изменилось в вашем восприятии после данных экспериментов?
У вас появились идеи и желания внести изменения в отношения со своим старшим ребенком (детьми), чтобы сделать их лучше, искреннее и теплее?
Не останавливайте себя, действуйте!
С уважением и принятием, Ольга Федорова.
Записаться ко мне на консультацию:
https://www.b17.ru/fyodorova/#consultation