Гендерная компетентность

Мне кажется нашему обществу пошло бы на пользу стать более гендерно-компетентным. В первую очередь, думаю, было бы здорово всерьез задуматься над вопросом - что все-таки в нас мужчинах и женщинах общего и различного? Только попытаться руководствоваться при этом не привычными стереотипами, а способностями каждого отдельного человека, ну и критическое мышление, конечно, никто не отменял. 

Как мы можем это сделать? Путем развития в себе лично этой гендерной компетентности.  Заинтересоваться этим, стать любопытным к себе с этого ракурса своей личности и к другим. Это ведь и вправду захватывающая тема, которая ну очень практически ориентирована. 

 Мне видится это важным еще и потому, что те из нас кто является родителем, учителем, воспитателем влияют на будущее детей уже сегодня. Например, гендерные стереотипы родителей заставляют их искаженно воспринимать способности и достижения своих детей, заставляют и самих детей воспринимать свои способности так же. Это может в свою очередь ограничивать возможности самореализации детей (Jacobs, J.E., Eccles J.S. 1992)

Ну и сами по себе гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства. И это тоже касается всех нас. 

 Давайте будем про это говорить вместе. Ведь часто в нашем сознании поселяются такие привычные, но вместе с тем такие неправдивые, а порой и откровенно неполезные идеи, которые очень трудно разглядеть в одиночку. 

Давайте начнем вот с такого примера. Я часто слышу мнение родителей - ну конечно он по природе своей мальчик, вот поэтому он так и развивается. Поэтому выбирает мальчишеские игры – пистолеты, машинки, войнушки, драки; он целеустремленный, смелый, сдержанный, умеет злиться. Такая же история с девочками – только природа наделила их желанием играть в куклы, дочки-матери, кастрюльки и секретики. Плюс умением вести задушевные «девочковые» разговоры и развитой эмпатией и эмоциональностью. В качестве аргумента «по природности» приводятся часто такие рассуждения: ну как ребенок в 2 года может руководствоваться мнением своего окружения в выборе предпочитаемого гендерного поведения? Ну невозможно это в таком раннем возрасте, поэтому это явно врожденные качества.

Скажу сразу, в мужское и женское предназначение я не верю, в том числе и «по природным» причинам. Более того, я убеждена, что даже еще не родившемуся ребенку наше сознание приписывает особенности поведения в зависимости от того, какого пола ребенка мы ожидаем.

Хэвилэнд и Малатеста (университет Ратджерса) в своем исследовании обнаружили, что матери неосознанно учат младенцев-мальчиков улыбаться, порой даже когда дети на самом деле не чувствуют радости. Как это происходит? Матери активно поощряют улыбки и неодобрительно реагируют или игнорируют негативные эмоции (когда ребенок пугается, плачет, беспокоится) мальчиков. Эти проявления эмоций сыновей трактуются мамами не как спектр эмоциональности и коммуникация, а как «незрелость» и недостаток самоконтроля. 

Исследование так же показало, что матери чаще реагируют («зеркалят», отвечают) на негативные и интенсивные эмоции девочек, а в случае с мальчиками скорее начинают пугаться что с их ребенком что-то не так (несбалансированная психика). И чтобы успокоить сыновей, невольно предпринимают действия, подавляющие способность мальчиков выражать эти свои эмоции. 

 Получается, что такими попытками утешить (и это важно, ведь мамы это делают не от безразличия и бесчувственности, а именно из желания облегчить  переживание мальчиками эмоций, игнорируют их чувства в надежде что ребенок переживет его и успокоится; но основываются в эти моменты мамы как раз на принятых в культуре представлениях о мужественности – в которых мужчина сдержан, не грустит, не расстраивается и не боится) мамы невольно ограничивают мальчиков в проявлении их эмоциональности, очень сужая спектр выражаемых ими эмоций. При этом испытывать мальчик продолжает весь спектр эмоции.  А вот чувствительность мальчика к разным эмоциям, их интенсивности, способность их замечать и признавать, быть с ними в контакте по мере взросления таки образом постепенно снижается.

Так же это исследование изучало как матери реагируют на выражение интереса и удивления у детей. Мамы, видя, как мальчик поднимал от удивления брови, делали в ответ то же самое; и на демонстрируемый интерес ребенка мамы тоже отвечали. Но не добавляли дополнительных стимулов, сохраняя ситуацию комфортно нейтральной. В случае же с девочками, мамы не просто копировали эмоции своих дочерей. Мамы дополняли это приятной стимуляцией. Тем самым расширяя способность девочек проживать эмоции и развивая их эмоциональную отзывчивость. Таким образом мамы, в точности копируя эмоции сыновей, пытались сохранить их спокойное удовлетворение, пытаясь удержать мальчиков как можно дольше в состоянии довольства. Чтобы не подтолкнуть их к другим возможным эмоциям – озабоченности, печали или страху. 

По мере взросления избирательное внимание к эмоциям и подавление некоторых из них продолжается. Матери позволяют девочкам демонстрировать разные эмоции и больше общаются с девочками (по сравнению с мальчиками). По мнению Лесли Броуди (Бостонский университет) матери не только больше общаются с девочками, но и сами демонстрируют им больший спектр эмоций, больше используют мимику, что помогает девочкам развивать навыки распознавания чужого эмоционального состояния. Матери больше говорят с девочками о грусти, а с мальчиками о злости, пытаясь свести к минимум ситуации, когда их сыновья сталкиваются с печалью. Девочки ждут от матерей сочувствия в ответ на выражение грусти, мальчики же сочувствия не ждут, хотя нуждаются в нем так же, как и девочки. Чем старше становится мальчик, тем менее он эмоционален и тем сложнее ему рассказывать о своих чувствах. 

Хоть речь в этих исследованиях идет об отношениях матерей и детей и влиянии этих отношений на развитие ребенка, я убеждена что в случае с отношениями отец-ребенок все вышесказанное тоже справедливо, эти отношения и реакции отцов так же важны для ребенка.  

Итак, мы видим, что с самого раннего возраста взгляды родителей влияют на то, как развивается эмоциональный интеллект ребенка и как развивается его личность. Из желания дать нашим детям возможность стать успешными и принимаемыми обществом, из желания помочь им, мы невольно поощряем их проявлять те или иные способности. В случае с девочками мы учим их быть эмоциональными, эмпатичными, уступчивыми. Мы легче даем им возможность испытывать и выражать разные эмоции (по сравнению с мальчиками).  В случае с мальчиками – использовать и выражать лишь малую часть их эмоций. Мы невольно даем мальчикам знать, что проявлении нежелательных чувств стыдно и недопустимо, а порой и опасно. Мы не даем им возможности сталкиваться с определенными эмоциями и тем самым подавляем те их способности, которые основываются на переживании этих чувств и умении быть с ними в контакте - нежность, способность быть уязвимым, способность испытывать сочувствие к себе и другим, способность печалиться и грустить, способность быть эмпатичным.

И все перечисленное никак не связано с «природой» и не является врожденными качествами, как мы видим - это качества социальные. На мой взгляд главная трудность кроется в том, что нам бывает очень трудно заметить и оценить влияние нашего опыта, наших собственных концепций и стереотипов на развитие способностей ребенка, а порой не хватает смелости, чтобы начать относиться к проявлениям наших детей в соответствии с их личными потребностями, а не с принятыми культуральными нормами. И часто это бессознательный процесс. Поэтому так велико желание объяснить особенности развития мужчин и женщин биологическими причинами. 

 Исследования взяты из книги Уильяма Поллака «Настоящие мальчики»

Екатерина Ловыгина

психолог в методе Позитивной и Транскультуральной Психотерапии (метод признан Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org)

www.lovygina.com

Viber Telegram 89965225181

WhatsApp 89242042101

Facebook https://www.facebook.com/profile.php?id=100001867547676

Instagram https://instagram.com/katyalovygina/



Что интересного на портале?