Ответственность ребёнка – ответственность родителей?

Само значение слова «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» поясняет смысл и направление внимания. Как я отвечаю за свои действия. Какой ответ даёт мне мир на моё поведение. И когда мы помогаем ребёнку жить, ориентируясь на то, что важно, чего он хочет – это здоровая ответственность. А когда слишком много усилий направляем на то, чтобы избежать плохих последствий – это тревожность и желание этой ответственности избежать.

Элементарная ситуация. Дождливая погода, слякоть – ребёнок гуляет с родителями и, конечно, его привлекают лужи )). И, если они хотят, чтобы он не промочил ноги и будут постоянно запрещать это делать, ситуация будет длиться очень долго. Родители будут нервничать, ребёнок расстраиваться. Его желание исследовать никуда не уйдёт, просто он начнет прятать его от родителей, а со временем, возможно, и от самого себя.  Это приводит к безответственности. Эмоций  много, а ценность и опыт не очень эффективны.

Потому что необходимое условия формирования ответственности – чувствовать, понимать результаты своих действий. Ребёнок нуждается в «негативном опыте».  Когда мама объясняет, что в лужу лучше не наступать, пока на тебе нет специальной обуви, иначе промокнешь. А ребёнок всё же делает это – он может получить реальный опыт. Мокрые холодные ноги – это неприятно. И об этом сигнализирует весь организм малыш. Об этом предупреждала и мама. Тогда маленький, но уже такой способный человек делает выводы: мама говорила полезные вещи и наступать в лужу это неприятно. Так формируется ответственность.

И ещё одним важнейшим условием развития ответственности у ребёнка является поддержка взрослых. И это уже наша ответственность. Естественная реакция  ребёнка, получившего неприятный опыт,  обратиться к родителям. И если его в этот момент поддерживают, принимают, а не критикуют: « Я же тебе говорила..»  Ребёнок учится принимать себя и разные стороны жизни. И не стоит бояться, что он не сделает выводов, если мы не прочтём ему нравоучений. Неприятных ощущений от самого опыта вполне достаточно. Просто не торопите его, не сравнивайте с собой, с другими. У каждого свои особенности, своя  скорость формирования навыков. И если это учитывают и уважают взрослые, ребёнок будет их радовать. Своей здоровой любознательностью. Благодарностью и уважением.

 Сайт Академии жизненных сил

2017-10-31
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?