Психологических проблем у детей меньше не становиться. Это понятно и по детям и по взрослым. Уже ни для кого не секрет, что "все проблемы из детства". И правда, докапываясь до сути психологической проблемы в большинстве случаев все упрется в обстоятельства в детстве, отношения с мамой, папой, братьями, сестрами и т.д. Это касается психологических проблем и психосоматических. Так же давно уже ни для кого не секрет, что психологическое состояние отражаются на телесном уровне, а телесные на психологическом. *Читаем статьи по психосоматике.
Неадекватное проявление агрессии, особенно физической, страхи, подавленная инициатива, провалы в истерику, онанизм, отсутствие элементарного стресоссовладания и регуляции, компьютерная зависимость, низкое развитие ВПФ и много другое встречается все чаще и чаще.
Какие же причины психологических трудностей у детей:
- Неврологические, телесные;
- Связанные внешними обстоятельствами;
- Нормальные возрастные кризисы;
- Из контакта. С родителями, с воспитателями, дедушками, бабушками, сиблингами.
Разберем каждый пункт подробней:
№1 Неврологические и телесные причины:
Связаны с генетикой, родами, физическими травмами, темпераментом, Знаменитый СДВГ связан, в том числе, с кровотоком в мозге. Все неврологические нарушения оказывают огромное влияние на познавательное, эмоциональное и коммуникативное развитие. Если у ребенка случилась физическая травма (например, перелом ноги) родители больше заботятся и тревожатся за чадо и это, естественно. Но часто так происходит, что после восстановления функции, когда уже не требуется столько заботы родители продолжают пребывать в слиянии и не отдавать необходимую по возрасту инициативу и ответственность ребенку. Тем самым с одной стороны ограждая его от несчастного случая, а с другой оказывая медвежью услугу психологическому развитию – ограничивают его инициативность, любознательность, формирование стрессосовладания и собственной тревоги за жизнь и здоровье. Делая за ребенка то, что он может сделать сам, кажется что, мы помогаем, но на самом деле мешаем развиваться. Тут очень важно знать возрастную психология и доверять своей родительской интуиции, а не только тревоге. *Винникотт пишет про родительскую интуицию, как важно ей доверять – почитайте подробней, если есть какие-то вопросы и сомнения. Психологическое отделение ребенка – это 1.естественный и 2.постепенный процесс – не стоит этого боятся, но и давать возможность отделяться согласно возможностям(!). Адекватное разделение ответственности и инициативы – актуальная тема как в ситуации физической травмы, так и при неврологическом диагнозе.
№2. Причины связанные с обстоятельствами жизни.
Не стоит забывать, что внешние условия так же оказывают влияние на развитие ребенка. Психология старшего значительно отличается от младшего. Существенно отличаются отношения с родителями и друг другом. Однако качества которые формируются у детей в связи с очередностью рождения, так же зависят от окружения – один «единственный» может существенно отличаться от другого «единственного».
Ситуация войны, кризиса в стране – не могут не оказывать влияния на формирования психологических особенностей личности.
А так же стоит отдать дань эпохе – в разные времена можно наблюдать разные перекосы психологических трудностей. Например, раньше было принято пороть детей – сейчас есть федеральные законы и законы этики регулирующие эти действия. Были времена ранних браков. Были 90ые… Как вы думаете какое сейчас время – какое сейчас самое распространенное и часто встречающее психологическое нарушение нашего общества? Напишите, пожалуйста, в комментариях свои наблюдения.
№3 Причины психологический трудностей связанные с возрастными кризисами.
Возрастной кризис – это период между возрастными этапами. Человек вступает в новый возрастной этап, когда имеет место быть то или иное новообразование. Связанное одновременно и психическим и физическим развитием человека. Явный признак перехода на новый этап – появление новых потребностей. Когда имеющийся вид деятельности изживает себя и не подходит для удовлетворения новых потребностей человек оказывается в кризисе – он в стрессе, фрустрации, повышается эмоциональная нестабильность (а значит нужны стратегии стрессосовладания) – вот почему это называется кризисом. Потом находится и осваивается новый вид деятельности, который подходит для удовлетворения новой потребности – кризис миновал:)
Это закономерный процесс развития. Вот почему говорят, что хуже чем кризис может быть только его отсутствие – это значит, что человек не развивается. *Найдите в гугле стандартные возрастные кризисы и почитайте про них подробней: кризис 1года, 3х лет, 7 лет, подростковый и т.д.
И наконец, то на что мы больше всего можем влиять, а значит и несем больше ответственности - это причина №4 контакт. Психологические проблемы у детей возникают из контакта с другими. С родителями, конечно в первую очередь, но и с братьями, сестрами, сверстниками в садике, воспитателями.
Продолжение статьи по ссылке: http://www.b17.ru/article/25851/?prt=25842