Речь в статье пойдет о детях с умственной отсталостью, т. к. люди с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата легче принимаются всеми слоями общества.
Презентация моя была о том, что перед тем, как вводить инклюзивное обучение необходимо подготовить общество к интеграции детей, которые до сих пор находились вне поля зрения обычных людей. Какое отношение сформировалось, к примеру, к умственно отсталым детям? Насмешки, анекдоты про детей Даунов, страх агрессии и непредсказуемого поведения от личностей с нарушениями в развитии. И для изменения такого стереотипного отношения необходимо время, множество мероприятий, информирующих об особенностях детей с различными нарушениями развития и возможность общаться с ними вне учебного заведения.
Подготовка учителей
Учителя и воспитатели тоже люди. Им не чужды стереотипы общества. И с появлением в классе особого ребенка у них может выстреливать человеческая реакция. У моего младшего сына в классе непродолжительный период времени учился ребенок, который внешне и по поведению отличался от других детей. В первую очередь на это обратила внимание учительница. А затем родители остальных детей. Педагог с ужасом сообщила диагноз: задержка психомоторного развития, так, как будто это нечто ужасное. Если бы она была больше осведомлена в этом вопросе, что не является ее компетенцией, и в чем нет ее вины, она бы понимала, что это не такой страшный диагноз. ЗПР не является умственной отсталостью и при надлежащей коррекционной работе во многих случаях полностью преодолевается к 12 годам. Настороженное отношение возникает от незнания, от невозможности помочь ребенку, от страха неизвестности. Закончилось тем, что ребенка выжили из класса. Если бы учитель был подготовлен психологически и профессионально в области специальной педагогики, события, возможно, развернулись бы иначе.
Родители
Родители тоже люди. Они не информированы, они боятся за своих детей. Их пугает неизвестность, по незнанию они боятся агрессии особого ребенка. Учителя и родители вербально и невербально транслируют свои опасения детям. И дальше, как следствие, одноклассниками и преподавателем, вполне нормальная реакция ребенка - гнев в ответ на издевательства, трактуется как отклоняющееся поведение. А до того, как взрослые начали свою кампанию, дети замечали в мальчике доброту, простодушие, желание дружить и помогать одноклассникам.
Что же говорить об умственной отсталости? В нашем обществе двойные стандарты по отношению к такому нарушению развития. С одной стороны во время беременности женщины сдают различные анализы на генетические отклонения. И наличие у нерожденного ребенка такого нарушения, как например, синдром Дауна является показанием к искусственному прерыванию беременности. Это ни хорошо и не плохо. Это личный выбор каждого. А если этот ребенок все-таки рождается, под личную ответственность родителей, у него каким-то чудом появляется множество прав и льгот. Здесь уже заложен конфликт. И ждать от мам обычных детей, которые эти анализы сдавали или, что еще страшнее, прерывали беременность по результатам анализов, хорошего отношения к детям с нарушениями в развитии очень сложно.
Следовательно, готовить к появлению в классе/школе особых детей надо изначально учителей и родителей. Так как, даже если воспитывать у учащихся уважительное отношение к особым детям, они все равно будут транслировать отношение, принятое и озвученное в семье.
Дети
У детей и подростков слова «даун», «имбицил», «дебил», что уж греха таить, используются как обзывательства, и происходит это не одно десятилетие. Нередко случается, что и учителя, используют эти термины в общении с учениками. И как людям с такими установками позволить беспрепятственно существовать рядом с собой даунам имбицилам и дебилам? Нужно время и грамотная работа в этом направлении.
Учащихся общеобразовательных классов следует информировать о том, что основным отличием детей с умственной отсталостью является предел развития интеллекта. И в этом нет ничего страшного для окружающих, ведь и у людей в пределах нормы показатель IQ отличается.
Задаю вопрос своему сыну: «Как ты думаешь, если бы у вас в классе появился умственно отсталый ребенок, как бы к нему относились?» Его ответ: «Не думаю, что в нашем классе кто-то над ним бы издевался, старались бы обходить стороной, потому, что неизвестно чего от него ждать и как с ним общаться, и чтобы не навредить случайно. У нас в школе в пятых классах есть особые дети и учителя жалуются, что они не могут сидеть спокойно на уроках и не знают элементарных вещей». Т.е. есть особые дети и учителя жалуются на их особенности.
Вывод
Без подготовки всех людей задействованных в процессе инклюзивного обучения: учителей, психологов, родителей и детей, эта идея остается утопией, встречающей множество неразрешенных проблем на своем пути. А дети с нарушениями в развитии, вместо декларируемой интеграции в общество, оказываются во враждебной обстановке, в условиях, не позволяющих им развивать свои возможности и с усилившимся ощущением своей неполноценности.