Особенный ребенок?

 

Особенный ребенок?

 

  Много статей написано про принятие родителями своих детей. Что зачастую мы ждем от них каких-то успехов, действий, достижений, к которым они не готовы, или которые нужны только лишь НАМ, но не ИМ.

  В данной статье, в первую очередь, я буду опираться на свой личный опыт.

  У меня есть дочь, ей три с  половиной года. Чем старше она становится, тем больше у меня  появляется страхов. Страхи эти связаны с тем, как она развивается в сравнении со своими сверстниками и относительно понятия «норма». Ведь ни для кого не секрет, что дети, которые развиваются по-другому, выделяются «из толпы». И страхи у родителей появляются именно в этом контексте. «А у соседа ребенок уже пошел, а у друзей стихи рассказывает, а в детском саду все водят хоровод».

 Например, на детском дне рождения она больше тянется к обществу взрослых, и очень мало общается со сверстниками. Сейчас, конечно, она уже не боится их, но играть совместно по-прежнему не хочет. Со временем я поняла, что ей необходимо много времени, чтобы привыкнуть к кому-то из сверстников, и потомона может вместе играть. Она поздно начала говорить, и до сих пор еще в полной мере не может рассказать, что с ней происходит.  А мне-то хочется, чтобы моя девочка развивалась как ВСЕ: быстро устанавливала контакт, дружила, складывала пазлы и т. д.. Но она так не может. В силу своих особенностей и эмоциональных сложностей.

  Мне казалось, у меня самый худший ребенок среди всего моего окружения. Ничего не умеет, общаться не может, в саду плачет.  Одно время я ломала голову, почему же все так? Я страдала, злилась на нее и на себя. Но как говорится, когда ребенок попал в яму, нужно думать, как его оттуда достать, а не о том, как он туда попал.

  С самого рождения у моей девочки были выявлены некоторые неврологические проблемы, которые мы лечили кучей лекарств, процедур и массажей. К году все более-менее нормализовалось. Я расслабилась, считая, что все сложности закончились и теперь наша дочь будет развиваться нормально, расти и радовать нас.

        Тоже, кстати, момент, нашей культуры. Ребенок должен нас радовать. Даже на днях рождения желают «Радуй маму и папу». С чего вообще ребенок должен кого то радовать? Вообще радовать это хорошо. Но у нас, как правило, не принято давать детям возможность быть непослушными, капризными, нужно ведь «держать марку». Если истерика в гостях, срочно успокаивать, а то стыдно…. А как же тогда  ребенку учиться справляться и с негативными эмоциями? Где брать опыт, если его лишают?

В сад я ее вела с трясущимися ногами. И забирала первое время тоже. Мне казалось, я сейчас приду, она там все описила, обкакала и вообще всех побила (это при том, что она не агрессивная).  На самом деле она большая молодец, привыкает, ходит. Плачет, конечно, когда я утром ухожу, но это не самое страшное.

  Еще большим страхом для меня было то, что если в саду детей ругают, могут прикрикнуть, это кошмар, кошмар.  Что моего ребенка только травмируют и доведут до невроза.  И я по-прежнему понимаю, что такая возможность, конечно, есть. Но сейчас к этому добавилось осознание, что как бы плохо ни было моей девочке в детском саду, она сможет мне сказать об этом. К тому же я сама порой бываю еще хуже. И здесь, скорее всего, поведение воспитателей обращает меня к самой себе, как я порой не выдерживаю и кричу на дочь. Посещение детского сада развернуло меня к мыслям о необходимости развивать доверие к миру,  все больше отпуская контроль.

  Конечно, мне здорово помогла психотерапия, и, в особенности, закрытая группа (закрытая группа – это такая форма психотерапии, где участники встречаются на протяжении полугода, раз в неделю. Там есть возможность самораскрытия, получения поддержки).  Когда люди мне сказали, что в общем ничего такого страшного с моим ребенком не происходит. И все дело в моем принятии ее.

  До этого я была уверена, что все прекрасно понимаю, что все и правда плохо, и потому продолжала страдать.

  Мне понадобилось много времени, чтобы уложить в голове, что вот так она развивается. У нее свой темп, свои потребности и возможности. Но чтобы к этому прийти, мне пришлось даже обратиться к своим коллегам, чтобы посмотрели, все ли с ней нормально. Некоторые сложности подтвердились. Но знаете, что самое ужасное? Тяжелее всего от них именно МНЕ, а не ЕЙ!!!!!

       В тот момент мне стало очень стыдно перед своей девочкой. И перед мужем. Ведь и с ним я делаю то же самое.

      Как я  сама не даю дочке шанса быть самой собой, а наоборот стараюсь заставить ее делать, что мне нужно, или, якобы, положено, но не то, что ей самой хочется.

  Я увидела, как я умею обесценивать то хорошее, что дочка уже умеет, с чем уже неплохо справляется. И как сильно раздуваю ее сложности. Причем я делаю все, чтобы, как я думаю,  ей помочь. Вожу на детскую группу, занимаюсь с ней, говорю про чувства. Но так часто забываю самое главное – просто дать ей возможность быть собой. Направлять ее и мягко подсказывать, но руководствуясь не своими мотивами и страхами, а ее чувствами, желаниями. Ведь они правда у каждого свои.

  А еще я задала себе ряд важных вопросов: Чего я боюсь? Что она будет отличаться от своих сверстников? Что у нее не будет друзей, будут сложности в обучении?

  Я поняла, что эти страхи и фантазии ни к чему меня не приведут. И сейчас стараюсь останавливать себя, учусь ловить момент. Делать то, что можно сделать уже сейчас, и не тревожиться так за то, чего вообще может никогда и не быть.  Ведь не смотря на все свои сложности, она очень трогательная, ранимая, нежная, добрая и любопытная девочка. И мне хочется защищать ее, любить, беречь ее.

  Ко мне нередко приходят такие же тревожные родители с детками. И я очень четко вижу,  огромные ресурсы в детях, и зачастую  все не так плохо, как представляется родителям.  Но при этом я очень  хорошо понимаю, что они чувствуют.

  Я считаю, что все это в такой же мере относится и к семьям, где у деток есть сложности аутистического спектра, или какие то другие. Ведь здесь речь тоже идет о принятии. Что вот такой он, мой ребенок. Особенный, чудесный, неповторимый... И это вовсе не означает, что вы плохой родитель, что «судьба у вас такая» и вам «крест нести всю жизнь». Зачастую, половина успеха в таких семьях – это именно принятие родителями своих детей, их особенностей и диагнозов.

  У нас с вами – как у взрослых и родителей – намного больше ресурсов и сил помочь своему ребёнку адаптироваться в этом мире, показать, что можно радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение. Учиться бережнее относиться к себе и замечать то, что у нас хорошо получается, не бороться все время с самим собой.  Ведь всему этому можно научить только своим примером.

 Конечно, на это нужно много сил, и физических и эмоциональных. Поэтому так важно обращаться за поддержкой. Психотерапия в этом смысле универсальный помощник. И для детей и для родителей. Ведь именно здесь у вас будет возможность научиться принимать своего ребенка, справляться со всеми сложностями, грузом переживаний и эмоций. Кроме того специалисты всегда могут дать адекватную и объективную оценку состояния ребенка и прогнозы относительно его сложностей, отследить динамику изменений в процессе терапии. А это очень важно, т.к. родители, зачастую, не специально, в силу своих переживаний, могут усугублять ситуацию.

  В целом обращение за профессиональной помощью позволяет расширить горизонт проблемы, увидеть перспективу и возможные варианты того, что можно сделать.

  Я надеюсь, что моя статья, мое признание в своей  уязвимости поможет родителям, которые испытывает похожие чувства. Поможет понять, что все с вами в порядке, что вы живые и настоящие и  стараетесь принять своего ребенка и, конечно, желаете ему только хорошего. Что невозможно быть идеальным родителем, ведь в таких сложных переживаниях (да и вообще в родительстве) актуализируетсямножество своих внутренних конфликтов,  установок родительской семьи, которые, порой необходимо осознать, прожить, чтобы появилась возможность что-то изменить и привнести свое.

Это долгий и сложный путь, но он реален, он есть и я желаю всем сил и терпения на этом пути!



 


Что интересного на портале?