Особенности подростков, склонных к деструктивному поведению

       Деструктивное поведение является одним из центральных предметом внимания в современной психологии, подростковой педагогике и социологии. Проблема деструктивного поведения среди подрастающего поколения активно исследуется учёными с начала ХХ века. Именно с этого периода появляются попытки объяснить предпосылки поведения деструктивной направленности. Особый интерес вызывает осмысление особенностей деструктивного поведения у подростков.


       Изменения, происходящие последние пять лет в стране, влияют на подрастающее поколение. К таким изменениям можно отнести деградацию культуры, ускорившийся темп жизни среди молодежи, осложнение социально-экономического положения, рост числа неблагополучных семей, насилия, наркомании.

       Также, вследствие негативных процессов в современном обществе, у подрастающего поколения произошли серьезные изменения, в частности, наблюдается деформация ценностной ориентации. Подростки особенно остро переживают кризисные условия, что находит своё отражение в их деструктивном поведении.

       Таким образом, можно отметить, что проблема определения особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению является на сегодняшний день актуальной. 

       Анализ специализированной литературы позволил установить, что условия становления личности современного человека изменились кардинально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Подростковый возраст – это период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Такие учёные как Д.Б. Эльконин,Л.С. Выготский и Э. Эриксон, рассматриваютподростковыйвозраст в период жизни с 11 до 15 лет. Этому периоду свойственны следующие особенности: повышен интерес к социальным проблемам, закладываются жизненные позиции и ценности, высокий уровень потребности в межличностном общении. Также подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, не стабильность, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. В этом возрастеребёнокнаиболее подвержен формированию поведения деструктивной направленности.

       Подростковый период – это период самостандартизации, включения своего «я» в конкретные роли, в силу чего потребность в обретении чувства идентичности настолько остра, что несовершеннолетний может решить эту проблему через деструктивные поступки.

     Анализируя причины девиаций, Л.С. Выготский отмечал, что в основе большинства подобных случаев лежит психологический конфликт между ребёнком и средой, или между отдельными сторонами и слоями личности ребёнка. Поэтому изучение трудно воспитуемых детей всегда должно исходить из исследования основного конфликта.

     С точки зрения А.В. Ипатова «деструкция подростка – это проявление искажения его социализации в виде системы поступков, которые противоречат социальным нормам и в результате которых он вольно или невольно причиняет существенный вред своему психологическому и социальному благополучию». К таким поступкам Е.В. Змановская относит агрессивные, рискованные и асоциальные проявления, которые, в свою очередь, угрожают духовному и нравственному развитию подростка, а также его будущему социальному статусу.

      Деструктивноеповедение– это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социальнопсихологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.

      В результате анализа исследований по проблеме деструктивного поведения подрастающего поколения можно сделать вывод, что деструктивные качества подростка – это качества, которые повышают вероятность совершения различного рода деструкций. Это даёт основание рассматривать подростков с разрушительным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально опасном положении.

     Чаще всего подростки совершают деструктивные действия в отношении сверстников или других лиц, себя, а также материальных вещей. Это характеризуется как нарушение норм, правил, личной безопасности, то есть подростки, применяют в основном агрессию в отношении этих лиц, себя и вещей. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в установлении конструктивных контактов между личностью и её окружением.

Ю. А. Клейберг выделяет следующие группы деструктивного поведения:

1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия или бездействия, запрещенные законодательством);

2. Косвенно-деструктивное (асоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее морально – нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, насилие, открытое хамство, конфликт, бродяжничество и пр.);

3. Аутодеструктивное (диссоциальное) поведение, нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог – приводящее к ее распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм).

      В структурированном виде деструктивность проявляется в виде деструктивного поведения и деструктивных действий. Деструктивные действия выступают в качестве:

    - средства достижения какой-либо значимой цели;
    - способа психологической разрядки;
    - способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении (если не принимают аутодеструктивные формы).

      В результате анализа литературы можно отметить, что проблема определения особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению достаточно не выявлена. Проблема деформации развития личности в подростковом возрасте и формирования у подростков деструктивного поведения рассматривалась в значительном количестве работ. Некоторые авторы при исследовании деструктивного поведения рассматривали особенности подростков-правонарушителей (И.В. Смакотина-Лацис, 2005, А.В. Ипатов, 2014), безнадзорных подростков (А.В. Ипатов, 2010) и подростков-иммигрантов (В.В. Козлов, П.С.Песецкая, 2013). Необходимо отметить, что такие группы подростков имеют специфические особенности, принадлежащие той или иной группе. Так, например, для подростков-правонарушителей характерны пристрастие к спиртным напиткам, к  наркотикам, участие в азартных играх, бродяжничество, систематические побеги из дома, привычка к присвоению всего, что плохо лежит. К безнадзорным подросткам можно отнести следующие качества: вовлеченность в потребление табака, алкоголя, наркотических, психотропных веществ, бессодержательное времяпрепровождения, элементы рискованного поведения (попрошайничество). При этом деструктивные подростки, не относящиеся к определённой группе риска, остаются мало изученными.

      В ходе изучения проблемы деструктивного поведения подростков были проанализированы работы авторов, которые исследовали данную проблему у различных групп подрастающего поколения. Важно отметить, что некоторые особенности деструктивного поведения свойственны каждой группе подростков. Таким образом, можно выделить пять групп особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению – личностные, психологические, мотивационно – целевые, эмоционально – волевые и гендерные. Далее необходимо раскрыть каждую группу особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению.

1. Личностные особенности: высокий уровень общительности и дружелюбия; интеллектуальная недостаточность; повышенная тревожность и напряженность; независимость; ожидание положительного отношения от других; отсутствие самообвинения; безответственность; низкая самоуверенность; низкий уровень адаптационных способностей; несовпадение заявляемой и переживаемой самооценки; негативное отношение к школе и учёбе. Наиболее значимыми составляющими личностных особенностей деструктивных подростков являются самооценка, самоотношение, поведенческая саморегуляция и коммуникативные способности. Дисгармония, рассогласование в развитии и функционировании данных особенностей находят своё проявление в разрушительной активности.

2. Психологические особенности: отсутствие интереса к познавательной деятельности; отсутствие способности к эмпатии; неумение преодолевать трудности; внешняя социабельность истрахперед эмоциональным контактом; стремление уходить от ответственности и принятия решений; наличие внутренних личностных конфликтов; акцентуации характера; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (болезни, травмы и пр.).

3. Мотивационно-целевые особенности: причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; самоутверждение; отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе сверстников; привлечение внимания; низкий уровень учебных достижений. Мотивы деструктивного поведения осознаются подростком, но в редких случаях совершение деструктивных поступков поддерживается бессознательными тенденциями.

4. Эмоционально-волевые особенности: низкий уровень эмоциональной устойчивости; высокая возбудимость; несдержанность; беспечность; равнодушное отношение к переживаниям других; повышен уровень импульсивности, раздражительности и вспыльчивости; агрессивность; конфликтность; ослабление чувства стыда. Такие особенности деструктивного поведения затрудняют общение с окружающими и создают значительные сложности при воспитании подростка.

5. Гендерные особенности: юноши более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, не способны к волевому контролю эмоциональных реакций; девушки склонны к установке на социальную желательность и отклоняющемуся поведению; мальчики более склонны к физической агрессии, негативизму, раздражительности, обидчивости; девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной агрессии, чувству вины; мальчики более склонны к конфликтам, нежели девочки.

      В заключении необходимо отметить, что предложенные группы особенностей подростков, склонных к деструктивному поведению могут дополняться в результате проведенных исследований. Так, например, некоторые авторы (Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, К.В. Злокозов) предполагают, что необходимо рассматривать также возрастные особенности деструктивного подростка. Авторы делят подростковыйвозрастна три группы – малый, средний, старший подростковый возраст. Предполагают, что каждой группе возраста свойственны определенные особенности подростка, склонного к деструктивному поведению.

Мария Кузнецова

Что интересного на портале?