Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения

Статья посвящена рассмотрению феномена одаренности подростков в школах с разным статусом. Представлены результаты исследования особенностей одаренности учащихся подросткового возраста в школах с традиционной, развивающей и профильной системой обучения. Обнаружено, что параметры одаренности более выражены в школе с развивающей системой обучения.

Ключевые слова: одаренность, подрастковый возраст, одаренный ребенок, особенности одаренности подростков, параметры одаренности.

 Article is devoted consideration of a phenomenon of endowments of teenagers at schools with the different status. Results of research of features of endowments of pupils of teenage age at schools with traditional, developing and profile system of training are presented. It is revealed, that endowments parametres are more expressed at school with developing system of training.

Keywords: endowments, teenage age, the presented child, features of endowments of teenagers, endowments parametres.

 В соответствии с современными взглядами, преобладающими в отечественной психологии, одаренность – это системное качество личности, которое включает организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов человека, направляя их на быстрое освоение какой-либо деятельности, поиск и раелизацию новых способов ее выполнения, достижение высоких результатов, обеспечивая тем самым общественное признание субъекту данной деятельности [3, стр.81].

В психологии накоплен большой объем научной информации о категории «одаренность», о психологических особенностях одаренных детей на разных возрастных этапах, о том, какие использовать методы и технологии обучения одаренных детей, а также какая батарея психодиагностического материала необходима для выявления и оценки одаренности и одаренных детей (А.М.Матюшкин, Е. И. Щебланова,  Н. Б. Шумакова). Однако, нет данных о специфики одаренности учащихся подросткового возраста в школах с различным статусом. Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью изучения феномена одаренности подростков в школах, функционирующих в традиционной, развивающей и профильной системах обучения.

Одаренные дети – это предполагаемая элита, будущий стержень всего общества и государства в целом. На одаренных детей возлагается надежда в решении актуальных проблем современной цивилизации. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться потенциалом подрастающего поколения. Сегодня государство и общество ориентировано на одаренных детей и проблемы их развития [2].

Эти размышления подтверждаются цитатой Д.А. Медведева, который будучи еще президентом сказал: «интеллектуальная энергия, творческая сила людей – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития. Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту за головами». Содействовать приходу молодых одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку» [Цит. по 5, стр. 6].

В связи с этим необходимо понимать, что прогрессивное развитие государства и нации в целом ложится на плечи молодого поколения, а именно на сегодняшних школьников. Поэтому так важно организовать образовательное пространство школьной среды, которое бы полностью обеспечивало гармоничное развитие одаренных личностей с разных сторон.

Несмотря на задачи подросткового возраста, учебная деятельность всеже остается одной из основных видов деятельности подростка. Одним из достоинств учебной деятельности подростка является готовность учащегося ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослее в собственных глазах.

Анализ представлений об особенностях подросткового периода позволяет говорить, что интеллектуальная сфера этого возрастного периода характеризуется ростом способностей к абстрактному мышлению, изменением соотношения между конкретно-абстрактным и абстрактным мышлением в пользу последнего, формированием активного, самостоятельного, творческого мышления [4, стр. 11].

Большинство современных исследований одаренности говорят нам о том, что в целом одаренные дети обладают преимуществом в учебной деятельности и отличаются следующими особенностями:

 

  • легче учатся и лучше усваивают материал;
  • отличаются большим периодом концентрации внимания, широким словарным запасом, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению;
  • сопротивляются конформизму и зубрежке и более склонны к соревновательности;
  • отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроению окружающих;
  • обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость [6, стр.11].
  • более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
  • наличие внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
  • необычайно высокая познавательная активность, высокая потребность в деятельности;
  • ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению [7];
  • высокие или выше среднего способности, необходимые для осуществления успешной деятельности; качество их интеграции, обеспечивающее компенсацию недостаточного развития отдельных способностей;
  • сформированный уровень психической регуляции;
  • доминирование познавательной мотивации в структуре личности, приоритет духовных и познавательных ценностей [1].

 

Эмпирическое исследование проводилось в период 2011-2012 гг. в государственных образовательных учреждениях г. Новосибирска. В качестве респондентов выступали учащиеся средних общеобразовательных школ, функционарующих по разным образовательным программам: система развивающего образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, профильное обучение с углубленным изучением иностранных языков, математики и традиционная образовательная программа.

В исследовании принимали участие школьники 6, 8-11 классов: 165 учащихся профильных классов, 29 учащихся развивающего обучения, 70 школьников традиционной системы обучения.

Таким образом, исследование проводилось на основе эмпирических данных, полученных от 264 респондентов.

Учащимся была предложена методика оценки общей одаренности А.И. Савенкова.

Общая одаренность по методике А.И. Савенкова включает в себя девять параметров:

 

  • Любознательность (познавательная потребность): жажда интеллектуальной стимуляции и новизны, проявляющаяся в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности;
  • Сверхчувствительность к проблемам:  способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы;
  • Способность к прогнозированию: способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления;
  • Словарный запас: большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка, проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий;
  • Способность к оценке: прежде всего результат критического мышления, предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления;
  • Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении, в играх и самых разных видах деятельности;
  • Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения;
  • Настойчивость (целеустремленность): способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех, проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка;
  • Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

 

Количественный анализ параметров общей одаренности показал, что среднее значение параметра «любознательность» по всей выборке составил 3,4 (при стандартном отклонении 1,202755), показатель по параметру «сверхчувствительность к проблемам» составил 3,2 (при стандартном отклонении 1,320699), показатель по параметру «способность к прогнозированию» 3,5 (при стандартном отклонении 1,309944), показатель по параметру «словарный запас» составил 3,8 (при стандартном отклонении 1,151994), показатель по параметру «способность к оценке» 3,8 (при стандартном отклонении 1,162992), показатель по параметру «изобретательность» равен 3,8 (при стандартном отклонении 1,177604), показатель по параметру «способность рассуждать и мыслить логически» составил 3,8 (при стандартном отклонении 1,193734), показатель по параметру «настойчивость» 3,6 (при стандартном отклонении 1,283207), показатель по параметру «требовательность к результатам собственной деятельности» составил 3,5 (при стандартном отклонении 1,271186).

Далее были проанализированы данные параметров одаренности по типам школл. Так в традиционной школе «любознательность» составила 3,5, в школе с развивающей системой обучения 3,1, в профильных классах 3,7; «сверхчувствительность к проблемам» в традиционной школе составила 3,3, в школе с развивающей системой обучения 2,8, в профильных классах 3,4; «способность к прогнозированию» в традиционной школе составила 3,6, в школе с развивающей системой обучения 3,1, в профильных классах 3,8; «словарный запас» в традиционной школе составил 3,8, в школе с развивающей системой обучения 3,5, в профильных классах 4; «Способность к оценке» в традиционной школе составила 3,8, в школе с развивающей системой обучения 3,3, в профильных классах 3,9; «Изобретательность» в традиционной школе составила 3,9, в школе с развивающей системой обучения 3,4, в профильных классах 3,8; «Способность рассуждать» в традиционной школе составила 3,8, в школе с развивающей системой обучения 3,5, в профильных классах 3,9; «Настойчивость» в традиционной школе составила 3,7, в школе с развивающей системой обучения 3,2, в профильных классах 3,8; «Требование к результатам своей деятельности» в традиционной школе составила 3,6, в школе с развивающей системой обучения 3,3, в профильных классах 3,5.

В процессе дисперсионного анализа с помощью F-критерия были выявлены различия в выраженности параметров одаренности у школьников, обучающихся по разным образовательным программам. Так обнаружены достоверные различия по таким параметрам как любознательность (F=7,25; p=0,001), сверхчувствительность к проблемам (F=5,4; p=0,005), способность к прогнозированию (F=7,02; p=0,001), словарный запас (F=4,64; p=0,010), способность к оценке (F=7,37; p=0,001), изобретательнсоть (F=6,45; p=0,002), способность рассуждать (F=3,1; p=0,04), настойчивость (F=5,31; p=0,005).

Любознательность достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,671; p=0,000) и традиционной школы (F=0,413; p=0,003).

Сверхчувствительность к проблемам достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,59; p=0,003) и традиционной школы (F=0,45; p=0,004).

Это может быть связано с тем, что методы проблемного обучения, чаще используемые в рамках развивающей школы, в большей степени ориентируют школьников к поиску во всем проблемности.

Способность к прогнозированию достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,67; p=0,001) и традиционной школы (F=0,50; p=0,001).

Словарный запас достоверно различался у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,52; p=0,003) и традиционной школы (F=0,30; p=0,024).

Способность к оценке достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,58; p=0,001) и традиционной школы (F=0,48; p=0,000).

Изобретательность достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,39; p=0,025) и традиционной школы (F=0,49; p=0,000).

Способность рассуждать достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,41; p=0,021) и традиционной школы (F=0,29; p=0,034).

Настойчивость достоверно различалась у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из профильного класса (F=0,53; p=0,006) и традиционной школы (F=0,46; p=0,002).

Требование к результатам собственной деятельности достоверно различалось у школьников, обучающихся по развивающей системе обучения, по сравнению со школьниками из традиционной школы (F=0,30; p=0,04). Тогда как со школьниками из профильных классов достоверных различий не выявлено. Это может говорить о том, что и в развивающей системе обучения, и в профильных классах школьники ориентированы на перфекционизм.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, свидетельствующий о том, что определенные условия образовательного процесса, созданные в школах, имеют прямое значение на формирование и проявление параметров одаренности личности учащегося. А с другой стороны можно сделать вывод о том, что детей, с определенным уровнем одаренности, с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей к тому или иному виду деятельности, родители изначально отдают в школу с определенной системой образования, с целью дальнейшего успешного развития и становления их личности.

 Литература

 

 

  • Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности. / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144 с.: ил. – (Практическая психология в школе).
  • Варлакова Я.В., Носков Н.Н., Кожевников В.Н., Схема реализации одаренности. // Одарённый ребёнок. – 2006.
  • Рубцов В.В., Журавлев А.Л., Марголис А.М., Ушаков Д.В. Образование одаренных – государственная проблема. Психологическая наука и образование, 2009, № 4.
  • Петрова С.О. Психологические особенности одаренных школьников с разным соотношением вербальных  и невербальных способностей. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. – М.: МГППУ, 2010., 26 с.
  • Ткаченко Е.С. Личностные компоненты психорегуляции учебной деятельности одаренного подростка. Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. Владимир, 2003., 27 с.
  • www.megabook.ru.
  • Богоявленская М.Е. Признаки одаренности: за и против. – [Электрон. ресурс]. М.Е. Богоявленская. – Режим доступа: http://www.psy-stavropol.ru/publ/13-1-0-1942.

 

 

 


Что интересного на портале?