Зависимость влияет на все аспекты личности человека, затрагивая тело, психику, социальные связи и духовность.
Болезнь настолько тесно переплетена с личностью, что зависимые люди и их близкие часто уверены, что зависимость и зависимое поведение – есть отражение глубокой порочной сущности человека. Близкие часто характеризуют зависимого человека как безответственного, эгоистичного, инфантильного, лживого, импульсивного, жестокого, не стремящегося ни к чему, кроме удовлетворения элементарных потребностей. Терапевты также используют описание личности для описания болезни: «Наркоман – пограничная личность, особенностями которой являются диффузная идентичность, примитивные механизмы защиты, нарушения тестирования реальности, кроме того у них присутствуют неспецифические признаки слабости Эго: низкая способность к сублимации, низкая толерантность к тревоге, быстрый регресс поведения на более раннюю стадию развития в стрессовой ситуации» [2].
Имея практику работы с зависимыми людьми, с таким утверждением поспорить сложно. Но встает другая проблема: человек, чья личность организована таким образом, что является лишь отражением его болезни, вряд ли способен предпринять шаги на пути ее преодоления. Поэтому психологу имеет смысл попытаться разделить человека и его проблему.
Это представляется полезным и в работе с семьей зависимого. В.Д. Москаленко в качестве рекомендации близким предлагает «отделить личность больного от химического вещества (алкоголя, наркотиков)» [1, с. 13]. Достичь этого сложно, но крайне важно.
Для этих целей наиболее эффективной представляется техника экстернализирующей беседы, появившейся в рамках нарративной практики. Эта техника позволяет вынести проблему за пределы личности, давая тем самым возможность рассмотреть ее, познакомиться с ней поближе, наладить с ней взаимоотношения.
Каждый случай болезни по-своему уникален, как уникален каждый человек и каждая история. Экстернализирующая беседа позволяет выявить эти уникальные черты, познакомиться с каждой конкретной болезнью. Для этого стоит освободиться от ярлыков, отставить в сторону экспертную позицию, предполагающую, что специалист лучше осведомлен о заболевании, чем зависимый человек, и довериться знанию клиента. Экстернализирующая беседа позволяет провести деконструкцию негативных представлений о себе, а также выявить происхождение этих представлений, поскольку корни их, как правило, лежат в раннем опыте.
Майкл Уайт – автор метода сравнивает позицию психолога в экстернализирующей беседе с позицией журналиста, ведущего журналистское расследование. Его вовлеченность не прямая, а косвенная, прохладная. Другое описание обозначает позицию консультанта как позицию децентрированную и влиятельную, то есть психолог не является автором мнений и суждений о жизни клиента, но оказывает влияние на их формирование путем формулирования вопросов. Несмотря на прохладную исследовательскую позицию, экстернализирующие беседы позволяют в полной мере высвободить разнообразный эмоциональный опыт, различные переживания, связанные с проблемой. Экстернализирующая беседа дает возможность разграничить потребности и желания человека, и потребности, навязываемые ему проблемой. «Когда я отделяю собственную идентичность от идентичности проблемы, мне удается отстраниться в достаточной мере от моего непосредственного переживания, аддикции, различить и сорвать маску с наркотического мышления, которое может так захватывать» - пишет американский зависимый нарративный практик К. Энтони [5].
Из этой позиции возможно перейти к действиям, направленным на снижение влияния проблемы на жизнь человека. Обсуждение действий осуществляется посредством метафоры. Это может быть метафора сражения, битвы, противостояния, но рассмотрение проблемы в контексте черно-белых описаний, где проблема становится исключительно негативным компонентом, не соответствует действительному положению вещей, поскольку зависимое поведение удовлетворяет многие потребности человека. Майкл Уайт приводит следующие примеры метафор, которые можно использовать в экстернализирующих беседах: с проблемой можно развестись, можно произвести затмение проблемы, проблему можно расколдовать или заколдовать, можно устроить забастовку, можно отвыкнуть от проблемы, можно «вылететь из гнезда» проблемы, объявить проблеме бойкот, лишить проблему сил, перестать терпеть влияние проблемы, проблему можно обучить, воспитать, можно освободить свою жизнь от оккупации проблемой, можно вернуть себе территорию своей жизни, проблему можно подорвать, отказаться от сотрудничества, заставить проблему признать свою ответственность, можно выйти из тени проблемы, опротестовать заявления проблемы о человеке, ослабить хватку проблемы, выкупить свою жизнь у проблемы, расплатившись по кредитам, можно запретить проблеме дергать за ниточки жизни, написать заявление об увольнении, перестать работать на проблему, можно бросить себе спасательный круг, можно выкрасть свою жизнь у проблемы, приручить, обуздать проблему [4, с. 44 - 46].
На каждом этапе экстернализирующей беседы последовательно решаются следующие задачи:
- формулировка насыщенного, богатого, субъективно значимого описания проблемы;
- детализация влияний, которые проблема оказывает на различные сферы жизни и деятельности человека;
- детализация последствий, которые возникли в результате воздействия проблемы. При этом не стоит останавливаться только на негативных последствиях, а уделить должное внимание позитивным. Если бы в употреблении психоактивных веществ отсутствовал положительный эффект, вряд ли мы бы столкнулись с этой проблемой. Работа с положительными эффектами помогает осознать потребности, которые удовлетворяются с помощью употребления алкоголя и наркотиков, найти иные способы их удовлетворения;
- детализация причин выбора того или иного способа поведения.
Алкоголизм и наркомания – болезни отрицания. Как правило, в традиционной модели лечения для подавления сопротивления, вызванного отрицанием, используются методы конфронтации, фрустрации, что способствует нарастанию напряжения. Г.В. Старшенбаум по этому поводу пишет, что «в связи с выраженным сопротивлением пациентов, их анозогнозией и антитерапевтическими установками, психотерапевт применяет ряд директивных техник: руководство психотерапевтическим процессом, направление хода дискуссии, сдерживание неконструктивных эмоциональных реакций, настойчивое побуждение к совместной выработке решений» [3, с. 58]. Применение в работе с отрицанием экстернализирующих бесед позволит избежать негативных аспектов, присутствующих в работе с использованием директивных подходов, позволит зависимому человеку стать автором своей жизни, принять самостоятельное, не основанное на давлении со стороны терапевта, решение.
Литература:
- Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2009. 129 с.
- Сидорова Т. Бессилие: сдаться, чтобы выжить [Электронный ресурс] // URL: http://gestaltist.ru/sidorova-tatyana-bessilie-sdatsya-chtoby-vyzhit/ (дата обращения: 17.01.2016).
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. М.: Когито-Центр, 2006. 367 с.
- Уайт М. Карты нарративной практики: Введение в нарративную терапию. М.: Генезис, 2010. 326 с.
- Anthony C. Narrative maps of practice: Proposals for the Deconstructing Addiction League // The International Journal of Narrative Therapy and Community Work. 2004. No.1.