Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии.

Альберт  Эллис, американский  клинический психолог, в середине 50-х гг., окончательно разочаровавшись в психоанализе, разработал  рационально-эмоциональную  поведенческую терапия (РЭПТ).   Это психотерапевтическое направление имеет в своей основе теорию о том, что   человек,  испытывающий психологический дискомфорт, опирается в своих мыслях и действиях на иррациональные суждения. Устранение этих суждений является главным инструментом в психологическом вмешательстве.

А.Эллис выделяет три сферы функционирования человека: мышление, эмоции и поведение, которые прочны и неразрывно связаны друг с другом. Изменение одной сразу же отражается на других.

Основная задача РЭПТ  - это изменение эмоции, посредством воздействия на содержание мыслей. Эмоция в той или иной  этой ситуации, зависит от того, как человек интерпретирует событие. Таким образом, не  внешние события и люди вызывают у  человека негативные чувства, а  его мысли по поводу этих событий.

Для того чтобы достичь положительных, а точнее  адекватных эмоций (т.к. в определенных ситуациях вполне нормально испытывать негативные эмоции) и, как следствие,   рационального поведения, достаточно научиться управлять своими мыслями.  Эмоции человека не подвластны прямому управлению с помощью силы воли,  а с помощью воздействия на мысли  эмоции можно контролировать.

Возникновение иррациональных установок, связано с прошлым человека: с воспитанием, с детским опытом; с тем периодом, когда у ребенка еще недостаточно опыта и возможностей для критического анализа событий.

А. Эллис выделил 4 группы таких установок:

1.Установки долженствования –  это те установки, которые всегда должны и обязаны быть реализованы. Они могут быть обращены к себе, когда «я должен», причем независимо от обстоятельств, желания и возможностей; обращены к  людям, когда «люди должны», независимо от того, что люди разные, они могут быть и  хорошими и плохими;  и к миру – «мир должен быть», когда люди  признают только справедливость мира.

2.Установки катастрофикации –  это склонность к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий. Такие установки проявляются в высказываниях типа, «это ужасно, это нельзя вынести», «если я не сдам экзамен, то я умру», « если  мои планы сорвутся, это будет кошмарно»

3.Установки обязательной реализации своих потребностей, если эти потребности не реализовались, или реализовались не в той степени, как планировались, то человек начинает считать себя совершенно несчастным, обездоленным и никчемным. Наличие такого ряда установок приводит к превращению желаний в абсолютно обязательное требование, которые вызывают внутриличностные конфликты и негативные эмоции. Примером такого требования может быть женское убеждение, когда «я  непременно должна любить, быть любимой, выйти замуж,  родить детей,  и любить свекровь, как вторую маму, иначе я неудачница, плохая жена, мать и никудышний человек».

4.Оценочные установки, когда личность по ее отдельным поступкам оценивается в целом,  например, если «человек   забывает вернуть долг, или отдает его с опозданием», его начинают считать плохим человеком, забывая, что в других ситуациях он  отзывчив, добр, всегда придет на помощь, в компании с ним весело.

А. Эллис  называет 12 основных убеждений, которые лежат в основе большинства эмоциональных нарушений.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был  привлекателен для окружающих.Есть поступки порочные, скверные и повинных в них следует строго наказать.
  2. Это катастрофа, когда идёт всё не так, как хотелось бы.
  3. Все беды навязаны нам извне людьми и обстоятельствами.
  4. Если что-то пугает или вызывает опасения – постоянно будь на чеку.
  5. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  6. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  7. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным (нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха).
  8. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, будет всегда влиять на неё.
  9. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  10. Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью.
  11. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

 

Теория РЭПТ использует модель «АВС»:

А — активирующее событие.

В — убеждения, верования, иррациональные установки.

С — эмоциональные и поведенческие последствия.

Сформированные  иррациональные установки функционируют как  устойчивые автономные структуры. Задача РЭПТ  в определении иррациональных убеждений  и  замене их рациональными убеждениями.

Иррациональные установки  приводят людей к дезадаптивным стратегиям поведения, так, например,  эмоциональная зависимость произрастает из убеждения (установки), что без любви и отношений жизнь несостоятельна, паническое расстройство связанно с тенденцией к катастрофикации. чувствительностью к ущемлению чувства собственного достоинства.

Работа в рамках РЭПТ проводится в три этапа:

  1. Определение и осознание иррациональных установок.
  2.  Конфронтации с  этими установками,  их пересмотр.
  3.  Формирование и закрепление новых рациональных (гибких) установок.

Реконструкция иррациональных установок происходит на когнитивном уровне, на уровне воображения, и на уровне поведения – прямого действия.

РЭПТ  успешно применяется  при терапии различных расстройств: невротические, депрессивные и тревожные расстройства, расстройства личности.

 

С уважением, клинический психолог, гипнотерапевт Лидия Шумина 

8 903 611 56 48  

 E-mail: [email protected]

 

Skype : Lidia Shumina

 

   http://shumina.ru/

 




Что интересного на портале?