Он плохо учиться!

- Он  плохо учится!

- Он  не хочет учиться!

- Оценки низкие!

- Что будет дальше?!

Вам знакомо?  Мне тоже. Потому что часто именно с похожими восклицаниями и досадой в голосе приходят ко мне родители, чтобы хоть кто-то вразумил их дитя или повлиял на него. А бывает, что родители уже чувствуют, что возможно, дело и в них самих. Но они не видят механизма своего влияния в этой ситуации, не понимают, что не так происходит. И искренне хотят разобраться…

В этой статье у меня нет попытки объемно раскрыть тему успешности/неуспешности ребенка в обучении. Тем более, что «успешность» еще и определить и обозначить надо, сформировать, так сказать, общее поле понимания. Я здесь этого делать не буду, не претендую на точность определений, а под успешностью/неуспешностью приглашаю понимать некий субъективный набор критериев, по которым родители  начинают «звонить в колокола». Я же хочу поделиться своим опытом работы и видением проблемы, и, надеюсь, читателю это будет полезно.

Итак. Обеспокоенные родители приходят со своим чадом и приносят вместе со своими восклицаниями темы, которые захватывают их ум и не дают покоя.

  1. Он не такой, как мы: мы учились хорошо, старались. В кого же он такой?

Родители с воодушевлением описывают свои школьные годы, свое отношение к учебе. Если есть более успешные братья или сестры, приводят в сравнение, невыгодное, конечно, для «провинившегося». Он опустился до пятерок! (О, как же это звучало бы в их времена…Надо понимать, что родители, которые в основном приходят – поколение 70-80-хх гг). Можете себе представить, что я вижу на лице ребенка. J И за всей игрой его мимики (от грусти, приподнятости бровей до кривляний носом), читается определенное послание: любите меня таким, какой я есть. Это настоящая война за любовь. А в войне, как известно, все средства хороши. И если конкуренцию у брата или сестры за внимание и признание родителей не получается выиграть обычным способом (в данном случае учебой), то приходится вырабатывать свои собственные: посидите со мной за уроками, без вас я не пойму, не решу, ошибусь. Желательно держать родителей при этом в напряжении и балансировать между пятеркой, шестеркой и семеркой. Иногда можно их побаловать и оценкой повыше…  Ну, ведь способный, может же! - Говорят они, не понимая, почему так все «плохо» с учебой.

А теперь, внимание, вопрос (как говорят в известной телепередаче «Что? Где? Когда?»): кто учится в этой семье?   Думаю, вполне очевидно, что благодаря учебе ребенок может, хоть как-то получать то, в чем так отчаянно нуждается  - внимание родителей. И не важно какого оно знака: пусть кричат, пусть ругают, пусть возмущаются (чем громче, тем лучше –от этого собственная значимость только повышается). Но только так он может чувствовать, что нужен. Ответственность за учебу ему брать ни к чему. Иначе он может потерять пусть иллюзорную, но ниточку, за которую он отчаянно держится в попытке добраться до сердца родителей. Именно они и учатся. И оценки ребенка принимают, как свои. И огорчаются вместо него или вместе с ним. Только предмет огорчения у них разный: они – из-за оценки, он – из-за их огорчения.  Самое интересное, что в попытке замотивировать ребенка лучше учиться, они придумывают разные «оплачиваемые» способы: деньги, покупки, развлечения. Но, почему-то, не срабатывает. Душа ребенка стремится к безусловному принятию. В этом случае, так. А бывает, что очень даже мотивирует детей на стремление «заработать» оценки и получить долгожданное вознаграждение. Но только задумайтесь на минуточку, что на самом деле покупают родители? Только свой собственный престиж. Что формируют тем самым в детях? Расчетливость, выгоду, ожидание «оплаты» за незначительные услуги или помощь. Вместо того, чтобы отдавать ответственность за учебную деятельность, учить ее брать на себя и уметь отвечать за результаты. Стимулирование хорошо лишь в том случае, когда это порыв со стороны мамы или папы– потому что так захотелось. Захотелось разделить или поддержать успех ребенка. Без первоначальной «ставки». Учеба детей – это их ответственность. Родители – это только лишь посильные помощники. У них своих забот хватает. Оценки – совершенно не показатель умственных способностей ребенка. Они не определяют его будущее и не отражают полноценность/неполноценность родителей. Важно отвязать оценки от себя и от личности ребенка.  Даже пришло на ум сейчас по поводу семантики слова «оценка»: о ценности. То есть, это всего лишь мнение. А, как известно, сколько людей –столько мнений.  Самое ценное, что может сделать родитель здесь – поддерживать, принять ситуацию, будучи уверенным в своем ребенке не смотря ни на что. А если нет ресурса? Если что-то внутри тяготеет, боится, тревожится? Идем тогда дальше и глубже.

 2.  Я боюсь за его будущее: будет плохо учиться – станет дворником.

Обычно родители не озвучивают это так сразу. К этому приходим, разматывая клубок «мыслей» типа: а что будет если оценки будут все время такими; а если он будет дворником (плотником, уборщицей…); и что это будет для вас… И тут начинается самое интересное. Оказывается, быть дворником – это быть как родственник: неуспешный, спившийся и т.д. Все в нашей семье его стесняются. А так-то у нас все в основном успешные: профессора, директора, врачи, педагоги (продолжите список сами). А ничего, что эти «неуспешные дворники» тоже ваши, такая же полноценная часть семьи, вашего рода, как и все остальные? Потому что каждый имеет право на свое место в семейной системе, по праву рождения. На генеалогическом дереве каждый «листочек» под учетом.  И если это игнорировать, значит игнорировать закон принадлежности, который гласит: каждый член семьи (рода) имеет право на свое место в системе семьи (рода). А если кто-то его нарушает своим исключением через игнорирование, обесценивание, осуждение, стыд, будто выталкивая его с системного места, тогда компенсация идет за счет младшего поколения, которое «затыкает» собой это место (подробнее читайте про этот закон у Б. Хеллингера «Порядки Любви») одновременно привлекая к нему внимание и как бы говоря: дворник – тоже человек, хоть и есть у него проблемы со спиртным. Поэтому стоит пересмотреть свое отношение к тем, с кем вы связаны по крови, потому что есть вероятность, что через свою учебу дети могут «показывать» тех, на кого мы смотреть не хотим, не хотим признавать и принимать такими, как есть. А в этом нуждаются все без исключения. Решение здесь простое: посмотреть в сторону якобы неуспешных родственников и согласиться с тем, что вы равны в своей принадлежности семье (роду). И даже больше: согласиться, даже если сын или дочь станут такими. Эти слова – не приглашение развернуться будущее по этому сценарию, а снять родителям с себя тот заряд страха, который они создали своим непринятием. И скажу я вам – это работает. Потому что Любовь снимает все страхи и возвращает все на свои места.

_____________________________________________________________________________

Здесь описаны далеко не все темы по поводу оценок, но очевидно одно: пора перестроить отношение родителей к ним. Мы уже живем в другом мире. Все меняется с бешеной скоростью. Знания устаревают мгновенно. А мы все еще думаем, что их можно загнать в голову раз и навсегда и оставаться успешными. А еще свято верим в объективность и святость оценок, как ориентир к светлому будущему. Оценки – это проверка качества «загнанной» инфы в накопитель. Но это совершенно не ценно в современном мире. Лучше займитесь воспитанием в них 4К2О: кооперации, коммуникации, креативности, критическому мышлению, осознанности, ответственности. Вот это поистине ценно и нужно, И тогда учеба будет без проблем, а ребенок действительно будет успешен, благодаря своим качествам личности.

Пусть раскроется истинная ценность ваших детей!





Что интересного на портале?