Офисные войны. Как не потерять ни себя, ни работу?

Офис без конфликтов – это пустой офис. Там где есть люди – всегда будут трения, размолвки и недопонимания. Но как хотелось бы, чтобы конфликты случались реже, проходили быстрее и безболезненнее. Можно ли сделать отношения с коллегами теплее, а обстановку более продуктивной?

Снимите с меня этот ярлык!

«К нам пришла новая сотрудница на должность секретаря. И так получилось, что в первую неделю работы она сначала допустила небольшую оплошность (которую ей, как неопытной пока, простили), а потом – серьезную ошибку. Это, в принципе, тоже было сделано по неопытности, но непосредственная начальница решила для себя что секретарша – дура. И теперь относится к ней соответствующе. А поскольку начальница эта – довольно жесткий человек, я тихо радуюсь, что не оказалась случайно на месте новой девочки».

В основе такого рода конфликтов две составляющие – объективное основание (допущенная работником ошибка, или действительное противоречие, например, в должностных обязанностях) и субъективное, личностное отношение. Ошибка работника – это досадный промах, но и определенный опыт. Всегда можно проанализировать причины такой ситуации, и найти конструктивный выход. Однако если ошибка воспринимается как признак того, что сотрудница – «типичная блондинка» (неумелая, дурочка, бесхарактерная и т.д.) — это уже личное отношение, которое чревато негативом, злобой и раздражением. То есть, собственно конфликтом. Что же делать?

1. Признать ошибку
 
Это может быть сложно, если вы перфекционист или максималист (стремитесь все, всегда, во что бы то ни стало делать идеально и наилучшим образом). В таком случае стоит поработать над тем, чтобы признать свою неидеальность. Делать ошибки – базовое право каждой личности. Признавая этот факт, можно спокойно реагировать на конструктивную критику, не обижаться на нее, а извлекать пользу.
 
2. Защитить самооценку
 
Бывает, что при попытке разрешить конфликт конструктивно, мы сталкиваемся с претензиями к своей личности. Так, слова «вы просрочили выполнение задания» – это нормальная констатация факта. Но фраза – «вы никогда ничего не выполняете в срок» или «взяли копушу на работу, не справляется» — это уже оценка всего человека и атака на самоуважение. Стоит тренировать навык отделять одно от другого, и фильтровать (хотя бы про себя): «да, я была не права, но это не повод говорить со мной неуважительно».

Тяжелый случай

«Была у нас одна сотрудница, которой не хватало тормозов – могла нахамить подчиненному, вплоть до крика и матов, совершенно не сдерживала эмоций, по большей мере, конечно, агрессивных. Однажды залетев в комнату, набросилась на меня с возмущением: «Что у вас за грудь?!? Такую грудь никто не носит, это же кошмар!!». Это действительно был кошмар, к счастью, покинувший нас. Она уволилась, почему – не знаю. Вполне может быть, что нагрубила директору».

Даже если грубость коллеги менее жестокая, все равно приходится тратить силы на то, чтобы прийти в себя после подобных взрывов. Как защитить себя при эмоциональном нападении?

1. Выразить чувства

Самый распространенный совет в таких случаях – «научитесь скрывать свои чувства» — может привести к печальным последствиям. Невыраженный гнев и постоянно «перевариваемая» внутри обида могут отравлять дни, месяцы и годы. Высказывать свои чувства в приемлемой, подходящей к ситуации форме — это целое искусство. Ощутить себя, признать свое право на эмоции и реакцию, посмотреть конфликтующему прямо в глаза и сказать «не повышай на меня голос». Этому, к сожалению, не учат в школе - зато навык можно «прокачать» в кабинете психолога.

2. Укрепить больные места

Очень часто мы бурно реагируем на подобные выпады, потому что в глубине души считаем, что обидчик прав. Поведение человека сильно задевает нас, если он случайно (или намеренно) попадает в болевую точку. Хорошо бы знать эти свои точки и «пролечивать». 

 

Кто на новенького?

«С ужасом вспоминаю первые месяцы на новой работе. Я пришла на место любимицы фирмы (она уехала за границу), и никто не верил, что я справлюсь с ее сложными обязанностями. Начальник, объясняя мне очередное задание, говорил снисходительно что-то вроде «я не удивлюсь, если у вас не получится – тут нужен большой опыт». Что уж говорить о коллегах – они открыто сравнивали меня с предшественницей, ловили любой мой промах. Вечерами я плакала в подушку, и была в постоянном стрессе. Не знаю, как я это выдержала».

Любой новичок чувствует тревогу и неуверенность, а любой коллектив, даже и самый доброжелательный, чувствует тревогу и дискомфорт при появлении новичка. Этот человек пока не знает неписаных правил, может с ними не согласиться, нарушить привычную расстановку сил – короче, потенциально опасен. Что может сделать «новенький», чтобы облегчить период "притирки"?

1. Быть собой

Смелость состоит не в том, чтобы изо всех сил пытаться доказать свое превосходство, «переплюнуть» предшественника. Смелость нужна для того, чтобы спокойно признать свои возможные ошибки («да, я пока не научилась это делать хорошо, но я стараюсь»), и попросить о помощи, пояснении. Идеальные работники вызывают скорее опасения, а те, кто ошибается, но стремится к обучению и совершенствованию – уважение и поддержку. 

2. Найти поддержку

В ситуации «новичка», сильного прессинга со стороны коллектива, завышенных требований от начальства (что достаточно болезненно и неприятно) необходимо много душевных сил, чтобы восстановить равновесие, вернуть спокойствие и уверенность. В такой сложный период нужно помнить о людях, которые могут поддержать – друзьях, близких, возможно это будет кто-то из коллег. Конечно, не стоит непрерывно жаловаться на жизнь – лучше просто рассказать о своих чувствах, почему это так задевает, и попросить немного заботы. И не стоит забывать о самоподдержке – маленьких поощрениях и похвалах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я специально ни разу не упоминала о том, что лучше сменить место работы. Как правило, когда мы жалуемся друзьям на конфликты, то слышим «ну так найди другую работу, чего ты мучаешься?». Такие замечания могут расстроить еще больше – потому что, во-первых, хорошая работа – это действительно важно, и очень жаль может быть оставлять дело, в которое вложено много сил, времени и души. А во-вторых, на новом месте тоже могут появиться конфликты – другие, но не менее болезненные. Потому, несмотря на то, что уйти легче, гораздо важнее научится защищать себя, отстаивать свои права и интересы. К своим слабостям можно и нужно относиться терпимо, но в то же время почему бы не попробовать стать сильнее?


Что интересного на портале?