Новая метла. Если вас назначили начальником…

Поздравляем, вы – руководитель! Не столь важно, стали ли вы главой крупной компании или начальником небольшого подразделения, ведете масштабный проект или возглавляете малую группу. Процесс адаптации в новой должности не всегда проходит так гладко, как хотелось бы. Вас могут ожидать серьезные вызовы, к которым важно подготовиться заранее.

Время перемен

Вы с энтузиазмом приступаете к исполнению своих обязанностей, вникаете в рабочий процесс и встречаетесь с сотрудниками. День за днем вы все лучше познаете новую работу, глубже погружаетесь в изучение глобальных и текущих проблем и, конечно, разрабатываете и предлагаете способы их решения. Вы получили эту должность, а значит, у вас достаточно уникального опыта и таланта для решения возникающих задач, у вас есть собственное видение дальнейших путей развития, вы разрабатываете и предлагаете новые стратегии, что неизбежно повлечет за собой перемены. Жить в «эпоху перемен» – серьезный стресс как для руководителя, так и для подчиненных.

Самым стрессогенным фактором в работе нового руководителя являются личные отношения внутри коллектива. Они неизбежно устанавливаются между коллегами и оказывают огромное влияние на рабочие процессы.

Вы начинаете взаимодействовать с сотрудниками компании, и не только в профессиональном смысле. Коллектив – это система, внутри которой сформировались свои правила, традиции, межличностные связи. Сложившиеся системы стремятся к гомеостазу, к устойчивости, и порой бывает очень трудно быстро преодолеть инертность такой структуры.

Каждый из ваших подчиненных будет по-своему реагировать на факт появления вас в роли нового руководителя. Для преодоления инертности вам потребуется все ваше терпение, мудрость, наблюдательность, эмпатия и навыки использования эмоционального интеллекта и стратегического мышления.

«Я не то, что со мной случилось, я – то, чем я решил стать».
Карл Густав Юнг

В своей компании

«…Вступаю в новую должность. В подчинении будет восемь человек, из них шесть – мои бывшие коллеги, с которыми бок о бок работали несколько лет, дружить не дружили, но приятельствовали. Знаю все их косяки и просчеты в работе, теперь мне нужно за это их ругать, улучшать показатели в отделе. И еще один важный момент: теперь я могу выписывать премии. Вот тут, думаю, вообще обид и непониманий будет много. Как правильно себя вести, чтобы соответствовать должности и в то же время не стать врагом для подчиненных?»
Наталья, 35 лет

Если вы доросли до руководящей должности внутри своей компании, то можете столкнуться с неожиданными сложностями. С одной стороны, в такой ситуации много плюсов – вы играете «на своем поле», коллектив знаком, вы давно освоили правила и традиции компании, владеете информацией изнутри.

С другой стороны, при излишней самоуверенности все вышеперечисленное может оказаться и минусом. Внутреннюю кухню компании вы изучили только из ранее занимаемой позиции, коллектив имеет сложившееся представление о вас как о личности, и у вас нет второго шанса произвести впечатление.

Раньше, занимая линейную позицию, вы не обладали такой мерой ответственности, которую обрели сейчас. Могли позволять себе неосторожные высказывания, непродуманные действия, которые в нынешней ситуации могут обрести совершенно новое звучание.

Ваши коллеги, находившиеся с вами в приятельских или даже дружеских отношениях, могут перемениться, испытывая профессиональную или даже личную ревность. Сотрудники могут невольно или намеренно нарушать субординацию, относиться к вашим распоряжениям легкомысленно, оказывать сопротивление в восприятии вас в новой роли.

Чтобы избежать этого, постарайтесь не вовлекаться в происходящее эмоционально. Сопротивление коллектива – совершенно нормально, а главное – преодолимо. Продумайте план действий, определите, каких отношений в коллективе вы бы хотели, какова ваша позиция и какой вид взаимодействия для вас теперь будет нормой. Помните о главном – об успехе команды в достижении поставленных профессиональных задач.

Четко и без лишней рефлексии озвучьте свое видение каждому сотруднику, очертите обновленные границы и обозначьте «правила игры». Будьте последовательны, ведь ваши внутренние сомнения, метания только усложнят ситуацию. И помните – чем более справедливы, понятны и тверды вы будете, тем быстрее коллектив примет вас в новой роли.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Сор из избы

Любой «новой метле» приходится сложно в период «притирки» с коллективом подчиненных. И зачастую это связано со структурой и стилистикой общения в компании в целом. Я консультирую несколько организаций. Одна из них функционирует по образу большой семьи. И, как в любой такой семье, отношения в ней бьют через край: то любовь – сил нет терпеть, то «скандалы, интриги, расследования» (ТВ отдыхает). Вторая организация – существенно более масштабная, но при этом большая, сложная структура работает, как часы. Она отрегулирована начальником. И довольно жестко. Подчиненные постанывают, но работают, причем весьма продуктивно, несмотря на волейбол по пятницам и выезды на природу коллективом. А теперь вопрос – где будет проще освоиться «новой метле»?

Конечно, там, где жесткие требования без всяких «муси-пуси». Ведь правило «На работе – работаем» формирует у нас четкие ориентиры, определяет социальные роли и границы. А когда эти границы размыты, когда на работе мы попадаем в «суррогатную семью», тогда не очень понятно, как себя вести вообще всем. И новому начальнику в том числе.

Ольга ДЯЧУК,
психолог


Что интересного на портале?