Не стоит бороться с прежними представлениями о психотерапии и природе человека

Не стоит бороться с прежними представлениями о психотерапии и природе человека

Ещё одна ошибка, которую можно допустить пытаясь освоить диалогово-феноменологическую модель гештальт-терапии, заключается в противоположной, на первый взгляд, тенденции. А именно, под влиянием эйфории от впечатливших инноваций выбросить за борт профессиональной лодки все прежние знания. Мол, «Как же я жил и работал до этого?! Ну, теперь-то всё изменится!» Сложность и неадекватность такой ситуации носит даже не столько этический характер (в смысле предательства прежнего опыта, прежних учителей и пр.), сколько педагогический. Такая позиция вступает в очевидное противоречие с идеологией диалогово-феноменологической гештальт-терапии.


Напомню, данная модель – культура естественной полевой динамики, а не культура борьбы. Как совершенно бессмысленно бороться в процессе психотерапии с текущими концепциями, структурирующими поле, так и не очень дальновидно пытаться освоить эту модель борьбой с прежними терапевтическими установками. Поэтому такая ситуация пронизана двойным предательством – старого за ненадобностью, нового – неверным истолкованием. Я не верю в то, что можно освоить нечто, апеллируя к неверному пониманию этого нечто. Более того, мне кажется, что такое ценностное расщепление рано или поздно вызовет тяжелый конфликт.

Так какова же альтернатива этой тенденции в обучении? Она исходит из самой идеологии модели. Ведь сам терапевт не борется с концепциями. Он просто фокусирует своё внимание на переживании. Так и в данном случае – почему бы, вместо того, чтобы пытаться отринуть старое и в полной преданности броситься в новое (что также носит концептуальный характер), вам не дать себе возможность переживать процесс интеграции новой для вас психотерапевтической методологии в вашу практику. А дальше отдаться этому полевому процессу и, оставаясь чувствительным к нему, наблюдать, что будет происходить. Выгода от этого двойная – экологичный педагогический процесс и дополнительно – освоение методологии модели.

Таким образом ваша новая терапевтическая позиция если и появится, то естественным образом порожденной в результате переживания вами своей профессии. Другого пути нет, если вы не хотите приобрести лишь  поверхностные и порой искаженно-вывихнутые представления о диалогово-феноменологической психотерапии.

Как вы, полагаю, заметили, мы затронули в обсуждении трудностей освоения диалогово-феноменологической гештальт-терапии две из них, которые вступают друг с другом в очевидное, на первый взгляд, логическое противоречие. С одной стороны, ошибкой является девальвация инноваций, с другой стороны – девальвация прежних знаний в пользу инноваций. От девальвации вообще ничего хорошего не бывает. Принятие каких бы то ни было инноваций – вообще эмоционально трудный, как правило, процесс. Тем более инноваций, предполагающих совершенно отличный взгляд на природу реальности, которые свойственны методологии психотерапии переживанием. С наиболее радикальными инновациями изрядно напуганное сознание человека поступает чаще всего двояким образом – или присваивает им статус банальности, или оставляет в разряде до конца непостижимого. В последнем случае возможны в качестве последствий также два варианта – либо маркировать их как продукт безумства или заблуждения, либо провозгласить в качестве мессианства.  Во всех случаях переживать инновации, как правило, невозможно. Поэтому я и предлагаю путь примерки, вчувствования и переживания модели, вместо концептуальной её обработки.


Поделиться:


2016-02-15
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?