Не хочу быть «мужиком в юбке»: как развивается женственность?

Почему так получается, что в школе мальчишки бегают за какой-то одной девочкой, а другие остаются без внимания?

А став взрослыми, почему одни женщины напоминают «мужика в юбке», а другие – легки и изящны, но за их спиной о них пренебрежительно язвят как о «блондинках»? И случалось ли вам, издалека увидев фигуру человека, затрудниться в различении: мужчина это или женщина?

«Мужик в юбке» или «блондинка»?

Есть такая трудноуловимая субстанция – женственность, которой девочки, девушки и женщины обладают не в равной степени. Биологически, все женщины одинаковы, но вот психологически они относятся к этому факту очень и очень по-разному.

Поэтому и судьбы у них бывают такие разные. Об этой самой субстанции женственности, а точнее, о её развитии, и есть данная статья.

Так же как и уверенность в себе, и порядочность, и полезные привычки, формирование женственности происходит в первую очередь в родительской семье.

В течение жизни женственность преобразуется. Человеческому существу женского пола предназначено пройти четыре глобальных женских состояния, или стадии реализации женственности – девочка, девушка, женщина и старуха.

Смена стадий женственности

Стадии эти зависимы друг от друга и сменяются по принципу «накопления». Прохождение стадии связано с овладением по очереди каждым женским состоянием.

И если личность была травмирована на какой-то стадии, прохождение всех последующих стадий будет сопряжено с проблемами и трудностями.

То есть, если девочка в раннем возрасте не «напиталась» состоянием беззаботной игры, защищённости и изобилия, ей будет сложно в юности быть кокетливой, лёгкой и заводной, а если она не «нагуляется» на дискотеках будучи девушкой, то сидеть в декрете с ребёнком будет для неё жестокой тюрьмой.

В процессе взросления есть несколько краеугольных камней, формирующих фундамент женственности, которых, к сожалению, довольно часто девочки бывают лишены. Эти вехи связаны с получением определенного переживания или опыта, сильно воздействующего на нежную психику ребёнка.

Это воздействие заключается в послании определённой информации девочке касательно того, кто она такая.

Самая первая «программа» происходит, когда девочка получает от своих родителей подтверждение, что она желанна и хороша, будучи девочкой.

Девочка или мальчик?

Если отец готов принять только мальчика, то он применяет в отношениях с дочерью поведение, предназначенное для сына: учит её забивать гвозди, водить автомобиль, берет с собой на рыбалку вместо того чтобы играть с нею, любоваться ею, баловать, утешать, дарить подарки и цветочки.

Поскольку для ребёнка любовь и принятие родителя важны для выживания, то девочка легко соглашается «быть мальчиком», и её психо-социальное развитие начинает идти по мужскому типу, особенно если мать со своей стороны учит, что в жизни нужно стойко переносить трудности и уметь положиться только на себя.

В юности такие девочки становятся «своими в доску» в компаниях парней, но не получают от них ухаживания, что их расстраивает.  Они научаются получать удовлетворение от жизни «мужским» способом, то есть от результата, достижения, конкуренции, управления, организации.

В нашем обществе, где доминантными всё же являются маскулинные ценности – власть, статус – это достаточно выгодная позиция. Но поскольку женская природа имеет другое предназначение, ближе к 30 годам они начинают чувствовать тревогу по поводу отсутствия семьи, и усталость от того, что всё время делают все сами.

При этом, поскольку их женственность вытеснена в бессознательное, они чувствуют глубокое презрение к тем женщинам, кто реализуется не в социальной, а в семейной жизни через заботу, чувства, красоту, общение. Не научившись доверять мужчине, для них странно и позорно жить за счёт супруга.  И принятие в семье женской роли «шеи», а не бесконечная конкуренция со своим мужем, для них сложно и неестественно.

Не испортить будущее

Ещё одна важная веха становления женственности происходит в тот момент, когда девочка превращается в девушку и начинает быть привлекательной для противоположного пола.

Хотя для подростков очень важна принадлежность к группе таких же подростков, первично идентифицировать себя как женщину девушка учится от мужчин в своей семье – отца, братьев, отчима, дядей, дедов.

Бессознательно (а иногда и вслух) девушка задает папе два самых важных для её будущей семейной жизни вопроса:

  • 1. «Я красивая?» и
  • 2. «Какого мужчины я достойна?»

Все комментарии по этим поводам, прямые или случайно брошенные, девочка слышит и «записывает» в этом возрасте глубоко на подсознание. Критика первого приведенного ею в гости мальчика, или ругань, что в мини-юбке она похожа на проститутку (а ещё хуже – отсутствие вообще какого-либо внимания), могут подорвать её ощущение собственного женского достоинства и привлекательности.

В будущем это может привести к тому, что она плохо справится с задачей выбора своего мужчины, и муж этой девушки будет склонен к домашнему насилию, либо какой-либо зависимости. Такие девушки имеют сильную тенденцию жить для других, поскольку не чувствуют себя достойными жить для себя.

Они оказываются либо в роли долгосрочной любовницы, либо в своей семье отдают полностью себя мужу и детям, и однажды обнаруживают себя опустошёнными и истощёнными.

Есть свои моменты и на последующих стадиях, но главное, мы хотели показать, какой существенный вклад в то, какая именно женщина вы сегодня внесли  ваши родители и другие значимые близкие.

Однако, взрослый человек всегда может начать формировать себя сам, уже по своему усмотрению. И стать, а точнее «обратиться» в женственную женщину никогда не поздно.

Надежда Гришина (Баранова), психолог, ведущая тренинга Быть женщиной
в Центре успешных отношений (Psycenter.by)

 


Что интересного на портале?