Одной из функций руководителя является контроль. Контроль исполнения подчиненными поставленных им задач. И, если задание выполнено недостаточно хорошо, расчет не оправдался, возникает необходимость сделать замечание. Критика – дело непростое. Часто она воспринимается негативно, вызывает неуверенность, растерянность или желание открыто саботировать указание руководства. Цель критики всё же получить ожидаемый результат и довести дело до завершения.
Начальнику хорошо бы овладеть основами конструктивной критики. При этом исполнители сохраняют собственное достоинство и желание исправить ситуацию. Руководитель, умеющий правильно общаться со своими сотрудниками, вызывает уважение.
Вот несколько рекомендаций:
- Сохраняйте ровный спокойный тон. Не кричите. Громко – не значит доходчиво и понятно. Слова, сказанные спокойно и уверенно будут восприняты более благосклонно.
- Найдите слова для предварительной похвалы. Не всегда же подчиненный ошибался. Что-нибудь, похожее на - «Я вас знаю, как умелого специалиста. Что случилось в этот раз?» «В основном всё верно, но несколько ошибок нужно устранить».
- Уделите время объяснению причин ошибки подчиненным.
- Критиковать следует конкретный поступок, избегая критиковать личность подчиненного. Человек согласится с собственным проступком, если ему дадут «сохранить лицо».
- Детализируйте критику. Объясните, как именно вы видите исполнение поставленной задачи. Подскажите путь исправления ошибки.
- Высказывать претензии и недовольство лучше без свидетелей. Пригласите сотрудника к себе в кабинет, если нет такой возможности попросите других выйти на время разговора.
- Избегайте сравнений с другими сотрудниками. Фразы типа «Ваш коллега легко с этим управляется» редко повышают мотивацию.
- В конце обязательно добавьте ободряющие слова. Например, «Я уверен, что вы сделаете всё правильно», «С вашими навыками будет несложно переделать», «Ошибаться случается каждому».