Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе. Практика школьных и территориальных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.
Актуальность создания школьных служб примирения невозможно недооценить потому, что они реализуют альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций, стремятся к восстановлению взаимоотношеий между участниками посредством создания диалогового поля, в котором участники конфликтной ситуации могут открыто обсудить свои эмоции, переживания и досчить определённых целей.
Целью данной работы выступает создание модели школьной службы примирения, которая бы выполняла задачи разрешения конфликтных ситуаций в МБОУ № 16 г. Липецка.
Реализация цели предполагает постановку определённых задач:
- Выбор и обоснование подхода к организации ШСП;
- Определение целей и задач работы ШСП;
- Определение принципов функционирования ШСП в данной образовательной организации;
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ШСП В МБОУ №16 Г. ЛИПЕЦКА
- Актуальность выбора подхода к организации ШСП в МБОУ №16 г. Липецка
Существует несколько моделей к организации ШСП, которые обуславливают реализацию определённых, целей, особенности функционирования ШСП в образовательном учреждении:
- «профилактическая»;
- «воспитательная» («педагогическая»);
- организационное оформление службы примирения в рамках ученического самоуправления.
Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних:
- Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.
- Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).
- Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.
- Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
- Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.
- Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.
- ответственность правонарушителя (обидчика) перед жертвой в форме заглаживания вреда;
- исцеление жертвы;
- участие социального окружения в решении проблем, приведших к преступлению, и возникших в результате преступления;
- восстановление способности людей понимать друг друга;
- забота о будущем: создание условий для того, чтобы подобное не повторилось.
При использовании восстановительных программ для урегулирования конфликтных / проблемных ситуаций, когда роли участников не определяются как «правонарушитель» / «обидчик» и «жертва», программа центрируется на принятии на себя ответственности всеми участниками по ее урегулированию при сохранении остальных ценностей.
На данный момент существует три организационные модели службы примирения и четыре модели создания служб школьной медиации.
К моделям организации служб примирения относятся:
- «профилактическая» модель;
- «воспитательная» (педагогическая) модель;
- «сервисная» модель
В рамках «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Как правило, такая логика формирует взгляд на службу примирения, как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводит к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по «производственным показателям»: количеству и сложности проведенных программ, снижению «уровня конфликтности» в школе. Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о её результатах перед директором или его заместителем. В рамках «административно-профилактического» варианта заказчиком является администрация школы. Именно её и обслуживает служба примирения, будучи встроенной в систему профилактики, подчинённую администрации школы. Служба, в контексте «профилактического» подхода, работает с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования. И программы примирения станут лишь одним из инструментов такой работы.
Иной взгляд на службу имеет другой подход – «воспитательный» («педагогический»). В рамках этого подхода, создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» детской службы. Он-то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству. В данном случае служба не рассматривается как «производственная структура», реально способная влиять на криминальные процессы. Она воспринимается как воспитательная программа – некий хороший клуб, и в организационном плане остаётся довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из её форм. В рамках «воспитательного» подхода, в роли заказчиков выступают сами дети, занимающиеся в службе примирения. Они приходят в службу именно «заниматься», и тем самым дают ей заказ на своё развитие. Дети обучаются навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества. И используют новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: «Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться».
Итак, в описании «профилактического» и «педагогического» подходов мы увидели два варианта организационного оформления службы: в качестве структурного подразделения социально-педагогического блока школьной администрации и в качестве «воспитательного коллектива» (организационно, это может быть клуб, детская организация, объединение дополнительного образования и пр.).
В чём же состоит заказ обучающихся к службе примирения? Очевидно, в том, чтобы получить возможность мирного разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Служба, отвечая на этот заказ, предоставляет ученикам такие услуги. Собственно, в этом и есть смысл понятия «служба» (служба, услуга, сервис – по сути, это слова-синонимы, имеющие в английском языке единый аналог – service). Служба работает на выполнение определенного заказа. Заметим, что понятие службы соответствует сути самоуправления. Как орган ученического самоуправления, служба обслуживает школьников, которые нуждаются в помощи в разрешении конфликтов. Оцениваться работа службы, следовательно, будет по тому, насколько успешно она справляется с заказом учеников. Факт согласия ученика на участие в программе – это и есть момент поступления заказа. А критерий эффективности – способность службы справиться с теми ситуациями, которые к ней поступают. Итак, цель службы примирения, обслуживающей учеников, - выполнение запросов школьников на мирное разрешение конфликтных и криминальных ситуаций.
Проанализировав все возможные подходы к организации школьных служб примирения, можно сделать вывод о том, что профилактический подход является наиболее актуальным для развития в данном образовательном учреждении, так как необходима дикриминализация подростковой среды, предотвращение совершения противоправных действий и поступков.
Службы примирения (медиации) в образовательной организации строится по следующему алгоритму:
- Определить цель и задачи на определенный период (обычно учебный год).
- Определить типы ситуаций, с которыми служба будет работать.
- Проведение не менее четырёх медиаций (или других восстановительных программ) в год
- Описать проведенные программы по форме отчета-самоанализа
- Предоставить данные мониторинга по форме.
- Провести не менее двух информационных мероприятий в год для учащихся и родителей.
- Согласовывать планы деятельности службы с администрацией.
- Знакомить педагогический коллектив и администрацию учреждения с деятельностью службы.