Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками

Метафорические ассоциативные карты в работе с

Метафорические ассоциативные карты "Жизненное самоопределение подростка"- это авторская проективная методика, которая может быть успешно использована в работе психолога-практика с "трудными" подростками.  И не случайно можно встретить такие фомулировки - "трудные" дети и "трудные" родители. Проблема подростка в том, что его желание самоутвердиться иногда сильнее других его потребностей. И педагоги и родители часто игнорируют эту потребность, не давая ему возможности реализовать себя. Тогда подросток находит другие способы самоутвердиться и далеко не всегда они являются "нормативными". Чаще всего это антисоциальные и асоциальные группы, в которых подростку легче реализовать себя. 

Преимущество проективных метафорических карт "Жизненное самоопределение подростка" (ЖС) в том, что они помогают преодолеть возрастной кризис развития дезадаптированного подростка. С помошью этого инструмента психолог может активизировать способность подростка к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути (у него часто отсутствует видение своей жизненной перспективы, желание жить "тут и теперь", отстутствие четких планов на будущее), найти свое место в жизни на основе четко сформированной системы ценностных ориентиров.

Большинство трудных подростков отличает несформированность моральных ценностей и ориентиров, невозможность находить конструктивное решение в сложных жизненных ситуациях. В связи с этим такие подростки часто совершают хулиганские поступки, а иногда и более тяжкие правонарушения.

С помощью карт возможно создать атмосферу доверия и безопасности для самопознания подростка, в которой он так нуждается. Это позволит ему раскрыться, познать себя, свои сильные и слабые стороны. Карты способны актуализировать познавательный интерес подростка, его воображение, фантазию, найти выход из сложных жизненных ситуаций. Многие подростки страдают от того, что в сложных ситуациях рядом с ними не оказалось значимого взрослого, который помог бы им справится с возникшими трудностями.

Карты можно ипользовать как в индивидуальной, так и групповой работе с подростками, которые имеют отклонения в поведении. 

Приведу пример работы с колодой "Жизненное самопределение подростка". Подростку предлагается достать из колоды одну карту-проблему, которая его беспокоит.  Затем выбрать карту, которая будет служить решением в этой непростой ситуации. Карты можно доставать вслепую. Вопросы к обсуждению: Что ты видишь на этой картинке? Что тебя на самом деле беспокоит в этой ситуации? Какое ты видишь идеальное решения для себя? Кто мог бы тебе помочь справиться с этой проблемой? Как ты будешь воплощать в жизнь найденное решение? Затем психолог вместе с подростком может обсудить детальнее последствия выбранных им решений.

Основная задача психолога в работе с подростками, которые имеют отклонения в поведении - помочь им определиться в жизни, выборе профессии, и дальнейших жизненных переспектив.

https://vk.com/club120816200

Поделиться:


2016-06-21
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?