Рано или поздно практически каждый родитель сталкивается с детским непослушанием. При этом с одними детками договориться очень легко, а вот с другими сделать это не всегда получается. Во втором случае детки могут стараться добиться желаемого любыми способами: от обычного негодования и капризов до полноценных красочных истерик. Родитель в таких случаях, как правило, задается вопросами: «Почему так происходит?», «Как нужно реагировать?», «Может я делаю что-то не так?» и т.д. Гамма родительских чувств при этом так же разнообразна: от беспомощности до гнева. Нередки также случаи эмоциональных срывов, которые происходят, в том числе и на детей. И такие ситуации, как снежный ком, накапливаются и ложатся большим грузом на плечи родителей.
Очень часто в ходе душевных разговоров со своими подругами и знакомыми слышу такие признания: «Раньше я думала, что такие истерики устраивают только больные (в контексте психических болезней, - прим. автора) дети».
И действительно, когда появляется свой ребенок, на многие вещи начинаешь смотреть по-другому, но эта трудность так и остается трудностью (я целенаправленно не употребляю термин «проблема»), с «которой надо что-то делать».
В этой статье я хочу обобщить все часто задаваемые вопросы и сориентировать Вас в вопросах, связанных с детским непослушанием и его крайними формами – истериками.
Итак, начнем. Для начала предлагаю разграничить понятия «каприз» и «истерика».
Каприз (Википедия) — малообоснованное желание, причуда, прихоть; необоснованное или неаргументированное требование чего-либо. Ребенок прибегает к капризам, чтобы добиться желаемого, а желать он может чего угодно, в том числе и невозможного. Капризы, как и истерики, часто сопровождаются разбрасыванием предметов, криком, плачем, топаньем ногами.
Истерика – состояние крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере самообладания. Детская истерика может сопровождаться целым комплексом поведенческих реакций, подкрепленных раздражением, агрессией, отчаянием: громкий плач, крики, падание на пол, физическая агрессия (царапание, кусание и др.) или аутоагрессия (агрессия, направленная на себя): царапание своего лица, битье головой об пол, кусание. Во время истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об пол или стену, практически не чувствуя боли. В тяжелых случаях могут быть непроизвольные судороги, так называемый «истерический мост», когда ребенок выгибается дугой. В состоянии истерик ребенок не способен адекватно воспринимать Вашу речь, поэтому любые попытки что-то объяснить ребенку во время истерики малоэффективны.
Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду или неприятное известие, усиливаются при внимании окружающих и могут быстро прекратиться после того, как внимание исчезнет.
Наиболее типичны детские истерики в возрасте от 1-1,6 до 4-4,6 лет. Но следует помнить, что это очень размытые границы, т.к. каждый ребенок развивается в своем темпе.
- плохое самочувствие (реакция на зубы, погоду, ослабленность организма на фоне болезни и др.);
- перевозбуждение, как следствие недостаточного количества сна (часто возникает на фоне нарушения режима дня);
- чувство голода;
- неврологические (или другие соматические) нарушения в анамнезе (родовая травма, повышенное внутричерепное давление, повышенная нервная возбудимость и др.).
ВАЖНО!!! Если ребенок не состоял с рождения на учете у невролога, и нарушений в анамнезе нет, но Вы замечаете, что: во время истерик ребенок выгибается дугой, синеет, нарушается дыхание, легко возбудим, при этом долгое время не может успокоиться – это повод посетить детского врача-невролога.
Под возрастными особенностями я имею ввиду кризисные периоды – это возраст 1 и 3 лет. Особое внимание по интенсивности проявлений стоит уделить кризису 3-х лет, хотя и возрасте 1-1,5 лет детки тоже могут капризничать «что надо». Еще раз напомню, что 1 и 3 года – это очень условно. Как правило, у девочек кризисный период может начаться раньше, а у мальчиков позже.
Про кризисные периоды написано очень много, в этой статье я не буду на них подробно останавливаться. Отмечу только, что для кризисного периода характерно проявление бурного протеста, непослушания, и обусловлено это задачами возраста.
В заметке https://www.b17.ru/blog/43772/ можно посмотреть один из основных механизмов детского непослушания, который очень характерен для детей, находящихся в кризисном периоде.
Очень часто можно наблюдать, как детки, не умеющие еще говорить или плохо говорящие, пытаются взаимодействовать с окружающими. Когда их постоянно не понимают, это может вызывать различные эмоции: от раздражения до отчаяния, которое может выражаться очень интенсивно и переходить в истерику.
Деструктивный стиль родительского воспитания предполагает использование неадекватных или негативных воспитательных стратегий, препятствующих гармоничному развитию ребенка. Самые распространенные стратегии - это противоречивость требований, непоследовательность в словах и действиях, неадекватные требования к ребенку или, наоборот, гиперопека и вседозволенность.
Деструктивный стиль родительского воспитания усиливает и закрепляет негативные проявления в поведении ребенка, а также препятствует развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений
Здесь тоже не буду останавливаться подробно. Скажу только, что все дети разные. Одни по своей природе очень спокойны, другие – легко возбудимы. Чтобы понять, какой ключик подобрать к Вашему ребенку, специалисту обязательно нужно видеть Вашего ребенка, наблюдать за ним и за тем, как Вы взаимодействуете, и, конечно, повзаимодействовать с ребенком самому.
Если истерики у ребенка начались после какой-то травмирующей ситуации, это повод срочно обратиться к психологу, чтобы минимизировать последствия травмы.
Также нетипичными являются истерики для детей после 4-4,6 лет. Если ребенок стал «истерить» в этом возрасте, это также повод обратиться к специалисту для того, чтобы выявить причины такого поведения.
В следующей статье мы поговорим о способах родительских реакций на детские истерики, об истериках в общественных местах, а также о том, можно ли предупредить детские истерики, и что для этого нужно делать.