"Машина – зверь!": автомобиль не роскошь, а средство... инициации

   



   

Когда мужчина серьёзно задумывается о покупке личного автомобиля и начинает перебирать различные варианты, то он, как правило, руководствуется набором определённых критериев. Цена, цвет, год выпуска, скорость, быстрота разгона и т.д. Совпадение по всем признакам означает встречу с автомобилем мечты (и его приобретение). Женщины склонны применять иную стратегию: «Ух, ты! Хочу только эту!!!». Можно предположить, что в таком случае, проверки на соответствие критериям находятся за гранью сознания и только при довольно точном совпадении автолюбительницу «озаряет». Однако различия «мужского» и «женского» способов выбора «железного коня» малосущественны. Это всего лишь несовпадение в «Как?». А ответ на «Почему именно эту?» напрямую не зависит от пола автомобилиста.

Основы отбора сокрыты куда глубже. В первообразе, неосознанно присутствующем в голове любого человека. Совпадение конкретного автомобиля с этим образом один-в-один невозможно по причине, которую я обозначу чуть позже. От этого несовпадения и образуется система критериев, призванная быть переходным мостом между первообразом и настоящим автомобилем. Приобретение авто означает осуществление первообраза, что очень важно для психики человека. Потому что именно автомобиль как таковой наиболее полно его воплощает. А сам первообраз «гнездится» в психике с древнейших времён. Автомобили же появились чуть более ста лет назад. Но и до их изобретения люди, так или иначе, воплощали тот первообраз…

Итак, перенесёмся на зарю человеческой истории, в ту пору, когда жизнью и судьбой человека в обществе управляли обряды инициаций (посвящений). А, для понимания нашей темы, важно, что любое посвящение включало в себя временное проглатывание испытуемого «чудовищем», т.е. смерть и второе рождение – с новым именем и новым могуществом. Только тот, кто успешно прошёл посвящение, считался взрослым и имел право обзавестись семьёй. Что же до обретаемых «сверхспособностей», то они обязательно включали в себя умение при необходимости (духовно) превращаться в то самое «чудовище», которое пожирало при посвящении. Ведь это «чудовище» – тотем.

Слово тотем пришло от североамериканских индейцев племени алгонкинов. На их языке «от-отем» – «его род». В современном понимании, тотем это, чаще всего, животное, растение или явление природы, которое считается главным знаком рода, а иногда даже родоначальником – Великим Предком. Соответственно между этим видом животных (растений) и родом существует сильная связь. Родичи (обычно только мужчины) проходят посвящение, усыновление этим животным и получают от него мудрость, охотничье счастье и силу. В общем, тотем – это дух нечеловеческого предка, передающий силу и навыки, необходимые, в первую очередь, для успешной охоты.

Тотемное животное запрещено убивать, а тотемное растение рубить, ломать и т.д. Но в некоторых случаях, например раз в году, это табу снималось. Обрядовое умерщвление с последующим причащением к плоти зверопредка, было призвано укрепить связь с тотемом.

В Австралии тотемы назывались кобонгами. Местные жители татуировали себя изображениями кенгуру, эму, ехидн, утконосов. В каком-нибудь австралийском сказании вы услышите, что утконосы напали на эму. А понимать следует, что «утконосы» напали на «эму». И сейчас точно так же пишут о спортивных соревнованиях. К примеру, «Сибирские Медведи» разгромили «Саянских Лосей» со счётом 3:0.

Итак, чаще всего, тотемом было одно из самых могучих, ловких, опасных животных, обитающих на территории племени. Пребывание внутри этого зверя, способность в нужный момент в него превратиться – «обернуться» необычайно важно для созревания человеческой психики. Это своеобразный «аттестат психологической зрелости», гарантия высокого общественного положения и мистическое позволение создать собственную семью. С течением времени, как о том повествуют мифы и сказки, полное превращение уступило место гибридизации. Появились кентавры, русалки, тритоны, люди-змеи и тому подобные полулюди. Затем человек одомашнил некоторых животных. И  гибридов заменили всадники, передвигавшиеся на лошадях, лосях и слонах. У некоторых народов в эпоху античности класс свободных, полноправных членов общества так и назывался – «всадники». И, наконец, в двадцатом веке стало возможно полностью оборачиваться «могучим зверем», погружаясь во чрево личного автомобиля. И теперь-то становится ясно, почему любая модель авто не может полностью совпадать с глубинным образом в психике человека. Ибо это – образ тотемного животного, которым, для обретения взрослости и могущества, человек страстно и неосознанно жаждет стать.

Из  всего этого следует, что любой автомобиль для его владельца – метафора определённого животного. Причём, приобретение автомобиля приравнивается (внутри психики) к успешному прохождению посвящения во взрослые. Ну а отсутствие собственного авто  (по крайней мере, у мужчины) воспринимается как провал инициации. Он считается как бы «ребёнком».

Что же до выбора модели, то каждый будущий автолюбитель инстинктивно находит машину, больше всего напоминающую животное, черты «характера» которого либо уже присутствуют у него самого и просто нуждаются в большем внешнем проявлении, либо отсутствуют у человека, но крайне привлекательны для него. Джипы и прочие внедорожники – медведи, буйволы, лоси и т.д. Машины представительского класса – волки и крупные кошачьи. Женщины часто выбирают маленькие автомобили – лисы, росомахи, лани. Грузовики – слоны, носороги, бегемоты (не хищники).

И когда человек уже находится за рулём, то он психологически «оборачивается» тем самым зверем. В нём просыпает и берёт власть в свои руки особая (лисья, волчья, медвежья) субличность, содержащая в себе свои цели и ценности, свои навыки социальной коммуникации и принятия решений и т.д. А покупка новой, непохожей на прежнюю модели автомобиля может говорить об обретении (или стремлении к обретению) иного (часто более высокого) социального статуса и потребность в новой инициации – усыновлении зверем значительно «круче» прежнего.

Желаю удачи на дорогах и в автосалонах!


Что интересного на портале?