Маркетинг для психологов. ЦА.

Сперва маркетинг:

ЦА - что это такое? Целевая аудитория - в маркетинге это обозначение группы людей, которая с большой долей вероятности приобретет данный товар или услугу. Именно на этих людей направлена реклама. Целевая аудитория имеет общие или схожие характеристики:

Общие или схожие признаки целевой аудитории:


демографические признаки ЦА – возраст, пол, семейное положение и размер семьи, национальность, профессия, образование;

географические признаки ЦА – местоположение региона, динамика его развития, численность и плотность населения, доступность средств массовой информации, структура коммерческой деятельности, климат, юридические ограничения, развитость транспортной сети.

экономические признаки ЦА – занятость, уровень дохода, и как следствие покупательная способность;

психографические признаки ЦА – социальная группа, поведенческие привычки, темперамент,  черты характера, жизненная позиция, доминирующие мотивы поведения, образ жизни, система ценностей.

 

Теперь психологам:

1. Есть ли у психолога  своя целевая аудитория?

Да, есть. В-целом, это люди, которые могут пользоваться услугами психолога, т.е. знают о такой услуге, могут за нее заплатить и относятся положительно. У каждого психолога есть и своя ЦА. Это люди, которые могут захотеть обратиться именно к данному психологу.

2. Как узнать свою ЦА психологу?

Если психолог уже работает, хотя бы полгода, то он знает своего “основного” клиента. Например, это выпускники престижных ВУЗов, из состоятельных семей разочарованные работой и жизнью после окончания университета. Или мамочки в первом декрете, озабоченные воспитанием ребенка. Т.е. нужно проанализировать основные запросы и составить портрет своей ЦА на основании имеющегося опыта.

3. Как узнать ЦА совсем начинающему психологу?

Никак. Пока не начнете работать, сложно понять, какой клиент будет вашим основным. Также до начала работы невозможно узнать и ваши ограничения. Поэтому начинайте работать, и ЦА будет вырисовываться по ходу развития практики.

4. Зачем психологу знать свою ЦА?

Если ваша практика заполнена и по сарафану приходят клиенты, стабильно и столько, сколько вам нужно, то не зачем.

Если вы хотите расширить практику, или только начинаете ее - знание ЦА важно. Для того, чтобы выбрать каналы продвижения себя, своих услуг. Для того, чтобы составить манифест, заполнить анкеты и создать контент. Услуги перинатального психолога, есть смысл предлагать в женских консультациях, а профориентацию в школах, например. Также выбирать специализированные форумы, сайты, соцсети.

5. Как же быть начинающему психологу, как продвигаться, если ЦА пока неизвестна?

Либо охватывать широчайшую аудиторю, максимально возможную, либо представить свою желаемую ЦА и воздействовать на нее. Оба варианта не дают гарантий. Но в психологической практике вообще ничего не дает гарантий.

6. Можно ли, не зная свою ЦА, продвигать услуги психолога и развивать психологическую практику?

Да, можно. Особенность психологических услуг и их продвижения в том, что потенциальный клиент выбирает не просто услугу, но и личность, которая эту услугу окажет. Если у мастера по маникюру на первом месте стоит опыт и профессиональные навыки, то у психолога, зачастую, это личностные характеристики. Доброта, эмпатия, жизненный опыт, ценности, взгляды. Поэтому психологу важно самораскрытие, информация о себе, а не только профессиональные характеристики.Как показывает опыт, на сайте b17.ru клиенты часто выбирают специалиста по фото и заполнению анкеты, цене, статьям и работе в демо-консультациях. Образование и опыт имеют куда меньшее значение.

 

Итак, знать ЦА важно. Но можно обойтись. Важнее многие другие вещи, не относящиеся к маркетингу.



Оксана Коломийцева