Любовные отношения, базовое доверие и архетип Великой Матери

Наличие базового доверия оказывает огромное влияние на то, как человек выстраивает отношения с окружающими и самим собой.

По мнению Кохута, первичные объектные отношения способствуют формированию у ребенка связного и гармоничного ощущения своей самости.

Боулби считал, что сформировавшийся в детстве паттерн привязанности, а также ее возможные нарушения налагают отпечаток на все последующие отношения.

Винникот описывал базовое доверие как «непрерывность» бытия, которая развивается в ребенке благодаря вниманию и поддержке матери. Ребенок с самого начала приходит в этот мир с определенным ожиданием, что его будут любить и удовлетворять его потребности. Поэтому материнская забота и внимание позволяет ему ощущать себя существующим, пребывающим в собственном теле и способным творить. В противном случае ожидания/потребности подвергаются своего рода заморозке. Они могут быть «разморожены» в дружеских, любовных или аналитических отношения».

Итак, первичные межличностные отношения оказывают значительное влияние на все последующие.  По мнению юнгианского терапевта и автора книг Полли Янг-Айзендрат, привязанность ребенка к родителю является полем проявления архетипа Великой Матери в ее позитивном и негативном полюсе.

Образ Великой Матери как источника питания, тепла и заботы дает человеку ощущение себя как значимого для другого, что его любят и поддерживают. Соответственно в межличностных отношениях такая женщина или мужчина будут легко принимать любовь и заботу своего партнера.

Негативный аспект архетипа Великой матери проявляет себя как ожидание подавления, разрушения, пожирания в отношениях.

Невозможно исключить оба этих полюса из межличностных отношений, сделать их идеальными и лишенными какой-либо конфронтации.

Архетипическое значение феминности

Наряду с проявлением архетипа  Великой Матери на отношения влияет архетипическая феминность, которую можно определить как область человеческих отношений, внимания и заботы. Феминность – это присоединение, причастность к семье, социальной группе, установление контактов и доверительных отношений.

Противоположность феминности составляет маскулинность, которая проявляется через отделение, обособление, разрыв связей и агрессивность, направленную на борьбу за выживание, а также через склонность к анализу.

Проиллюстрировать это сочетание феминного и маскулинного можно с помощью высказывания антрополога П. Сэнди, которая проанализировала богатый фактический материал о жизни более 150 племен и сообществ:

«Поражает, в какой степени представители обоего пола соответствуют базовой природной симметрии, основанной на первичных половых различиях. Женщины рожают и растят детей; мужчины изготавливают оружие и убивают. Они демонстрируют результаты совершенных ими убийств (убитых животных, человеческие головы или скальпы), испытывая ту же гордость, с какой женщины держат на руках новорожденного младенца. Если жизнь и смерть входят в необходимые условия бытия, то мужчины и женщины вносят равный вклад (но совершенно разными способами) в непрерывность бытия, а следовательно, и непрерывность культуры».

В целом вопрос о том, насколько архетипическая феминность и маскулинность соответствует половым доминантам, можно считать дискуссионным. В целом, я согласна с мнением Полли Айзендрат, что они доступны каждому полу.

Обесценивание феминного в межличностных отношениях и в культуре

Негативный материнский комплекс проявляется в обесценивании феминного в межличностных отношениях и в обществе в целом. Это проявляется в том, что повседневные дела проявления заботы, улаживания конфликтов, ухода за домом и за близкими воспринимаются как нечто малоценное, как проявление слабости, посредственности.

Негативный материнский комплекс в отношениях проявляется в таких формах, как:

  • Избегание близости.
  • Нежелание проявлять заботу.
  • Неготовность принимать внимание от других.
  • Властность и подавление воли другого.
  • Навязчивая гиперопека.

Феминность обесценивается как внутри себя, так и в отношениях с окружающими, особенно это ярко проявляется у мужчин. Отрицание собственное феминности и стремление укрепить свою мужскую идентичность приводит их к отказу проявлять заботу и внимание, например, участвуя в должной степени в воспитании детей.

В результате роль воспитателей ложится преимущественно на женщин, особенно в дошкольном возрасте, что приводит к тому, что на всех женщин впоследствии проецируются властные черты, присущие строгим воспитателям.

В то же время в нашей культуре принято ориентироваться на традиционные маскулинные ценности: объективность, властность, сила, рассудительность, эмоциональная сдержанность и рационализация всего.

Результатом этого становится то, что внешне успешные, прекрасно адаптированные люди терпят неудачу именно в «царстве феминности», т.е. в сфере человеческих взаимоотношений. Это выражается в таких явлениях, как:

  • Обесценивание человеческих отношений.
  • Завышенные требования к партнеру.
  • Неспособность проявлять и принимать заботу.
  • Нежелание сотрудничать и поступиться своими личными интересами ради общих ценностей.
  • Доминирование одного партнера в семье.

Ключ к решению семейных проблем лежит в восстановлении чувства базового доверия, в освобождении от проекций Ужасной Матери, в понимании ценности и силы своей внутренней феминности, в глубинной понимании своей идентичности и идентичности партнера, включая уязвимые и слабые части.

 

 

 

 








Что интересного на портале?