Курение как деструктивный способ социализации подростков

                 Как правило, у подростка курение не выступает как самостоятельная форма поведения, оно тесно переплетено с общением, взаимодействием с социальным окружением, особенностями проведения досуга, на него влияют понимание своего группового статуса, самооценка, эмоциональность и многое другое. Причины, по которым начинают курить подростки разнообразны:

                  1). Одна из них — нравится возбуждающий эффект, который оказывает никотин. В небольших дозах никотин оказывает лёгкое одурманивающее, будоражащее действие на нервную систему, поэтому курение может быть способом изменить монотонное течение жизни. Чем более скучной и неинтересней является жизнь подростка, тем больше он испытывает потребность раскрасить, «подсластить» прозаичное существование.

                   2). Курение в жизни подростка может также быть способом избавиться от негативных эмоций и напряжения.

При возникновении проблем, тревожности привычное повторяющееся действие (каким является курение) приносит временное успокоение. Стоит подростку понервничать, пережить неприятный разговор или ссору, он прибегает к известному ему способу сброса напряжения. Пара минут во время курения дают возможность расслабиться, обдумать происходящее, отвлечься, хотя такой же эффект дала бы прогулка на свежем воздухе или физические упражнения.

                   3). Курение также можно рассматривать как способ построения социальных взаимодействий. Переходный возраст - это период, когда подросток стремится адаптироваться к миру взрослых. А курение воспринимается как атрибут взрослого независимого поведения, позволяет выглядеть модным. Подростки могут начать курить подражая кому-то из взрослых.

                   Для самоуважения подростка очень важно быть «принятым» в кругу своих сверстников, заслужить хорошее отношение товарищей. Общение со сверстниками является важным каналом информации, в частности через него транслируется молодежная субкультура. Ну и конечно, общение со сверстниками, это специфический вид межличностных отношений. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Общение со сверстниками это еще и специфический вид эмоционального контакта, обеспечивающий подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Некоторые подростки могут прятать за сигаретой свою неуверенность, неумение поддерживать разговор или знакомиться. Курение в таком случае служит оправданием их молчаливости и необщительности, помогает налаживать социальные контакты. Робкие подростки могут курить только в компании сверстников и не курить в одиночестве.

                 Неумение найти общий язык со сверстниками, ощущение себя изгоем, переживание собственной социальной беззащитности может также послужить причиной появления зависимости от курения. Подростковое курение часто обуславливается желанием получить хоть какое-то одобрение и признание собственной значимости в обществе. Сигареты в этом случае для взрослеющего человека представляются не возможностью «быть модным», а способом получить толику уважения и одобрения со стороны окружающих людей. Эта беда настигает тех подростков, родители которых либо эмоционально холодны, либо чрезмерно агрессивны. Зависимость в этом случае строится не только на жажде подавления чувства социальной беззащитности, но и на эффекте вступления в некую общность «своих» людей. Этот эффект обретения причастности к некоей социальной группе строится на характерной для незрелых личностей идентификацией себя на основе пристрастий и занятий. Некая ритуальность курения позволяет подростку причислить себя к большой общности и обрести таким способом подобие чувства социальной защищенности.

                Способы профилактики курения среди подростков и мотивирования к отказу от курения должны осуществляться с учетом причин способствующих формированию зависимости. Беседы о вреде курения часто оказываются малоэффективными из-за отсроченности возможных проблем. А потребность в признании и одобрении с помощью сигарет подросток удовлетворяет в настоящем времени. Для эффективной профилактики необходимо вырабатывать у подростка новые паттерны поведения, сформировать навык удовлетворять потребности социально-приемлимыми способами.

                 Как меру по профилактике курения можно предложить групповые занятия с подростками направленные на становление адекватной самооценки, положительного образа «Я», коррекцию деструктивного поведения, тренировку устойчивости и умению сказать «нет». На занятиях обсуждаются общие трудности, которые могут возникать у подростков, а также проблемы, связанные с вредными привычками. Подростки на таких групповых занятиях учатся свободно и конструктивно общаться, лучше понимать себя и других. В гупповые занятия также необходимо включить упражнения на отработку навыка снятия психоэмоционального напряжения. Обучение методам релаксации и управления своими эмоциями - один из способов расширить поведенческую палитру, обогатив ее методами саморегуляции. К числу навыков саморегуляции относятся: обучение принятию позы для релаксации, приемы мышечной релаксации, формулы самовнушения и образные представления, дыхательная гимнастика.

               Поскольку причины подросткового курения связаны с особенностями социализации, умении строить отношения со сверстниками, важным этапом помощи подросткам в отказе от курения является индивидуальное психологическое консультирование. Индивидуальное психологическое консультирование в этом случае ставит перед собой задачу выявление психологических проблем подростка и определение индивидуальных резервов, поиску альтернативных способов решения.

               Таким образом, при профилактике курения у подростков необходимо фокусироваться на причинах явления, а не на последствиях. Самая действенная профилактика вредных привычек - это помогать детям разрешать их внутренние противоречия, повышать уровень навыков общения, работать над формированием адекватных способов социализации.

 

 

 


Что интересного на портале?