"Куда ночь, туда и сон" или страшные сны у детей

"Куда ночь, туда и сон" или о страшных снах у детей.

Наверняка каждый родитель понимает или догадывается, что лучшие психологи для своего ребенка — это мама и папа. Поэтому, как психолог психологу расскажу о, простоим и эффективном методе, который подскажет вам как помочь ребенку не задерживаться в переживании плохого сна, а также сформировать свое представление о сне, о себе самом и о том, что он не одинок – у него есть поддержка.

Техника проста, и приходит на ум сама собой, хотя не часто используется родителями. В данном случае, недооценивая эффективность собственных усилий им приходиться прибегать к нашей помощи приходя на консультации.

Берите на заметку.

Техника заключается в том, чтобы изменить негативные чувства и образы сна на позитивные. Предлагаю для начала использовать два способа. В дальнейшем возможны и новые, придуманные вами лично, варианты.

Первый, это беседа, которая заключается в том, чтобы, в спокойной обстановке, (или как мы иногда делаем, в машине, по пути в детский сад), описать и предложить варианты как можно было бы закончить сон или изменить какой-либо эпизод, особенно встревоживший ребенка.

Второй, проективный способ, по средству рисунка. Вы просите нарисовать неприятную ситуацию или страх из сна, а затем начинается самое интересное, подключаете всю свою фантазию и начинаете помогать найти в рисунке, либо смешные элементы, либо дорисовать его таким образом, чтоб рисунок приобрел положительный заряд.

В данном, случае было бы хорошо получить рефлексию, ответную реакцию на ваши предложения, чтоб ребенок сам выбрал подходящий вариант и озвучил его. Но даже это не обязательно, тут нужно учитывать характерологические особенности ребенка, его чувствительность и способность к выражению чувств и мыслей. Иногда достаточно увидеть улыбку или спокойствие на лице ребенка и уже становится понятно, что вы попали в точку и помогли справиться с неприятными чувствами. И чем лучше вы знаете особенности вашего ребенка, тем легче и точнее будут положительные изменения и восприятие реальности.

Мой опыт. Моему сыну, как он говорит: «почти пять». Бывает он рассказывает свой сон, у нас это обычное дело, т.к. мы иногда делимся пережитыми ночью впечатлениями, (конечно, ровно в том объеме, чтоб не перегружать лишней или тяжелой информацией детей), я очень внимательно его выслушиваю.
Таким образом я решаю несколько задач:
 ⁃ оцениваю эмоциональный фон восприятия жизни ребенком (учитываю какие события накануне могли спровоцировать тревогу);
⁃ даю ему понять, что для меня важно, что он чувствует;
⁃ и конечно, не без этого, анализирую, то о чем сообщает сон.
И после этого предлагаю варианты его «победного выхода». И кстати, заодно, помогаю ребенку развивать речь, т.к. сказки он пересказывать не очень любит. Делать мы это начали не помню во сколько, но как только он начал более-менее связно говорить, я старалась рассказать какие сны бывают, естественно делая акценты на добрых и сказочных снах, но при этом рассказывала, что во сне может показаться что-то не приятным и такое бывает, но это не на самом деле, это мозг так работает, во сне выходят негативные переживания, которые мы не смогли выразить наяву. Что о снах можно рассказать, а что делать с плохими мы вместе придумаем.

Но самое интересное, что сынок уже настолько освоил этот способ, что, не успев закончить сон сам предлагает фантастические варианты преодоления неприятностей, такие как прыжки через тектонические разломы земли, пропасти и приручение страшных зверей, которые становились дружелюбными и "миленькими", со слов сына.

Не стоит забывать о том, что детей нужно готовить к реальным ситуациям в жизни, и тому, как из них выходить. Но это уже тема для нового разговора...

P.S. Как мама делюсь позитивным опытом и надеюсь для кого-то он окажется полезным.


Что интересного на портале?