Камень осужденья

Не осуждай…  Чтоб ближним быть судьею,
Спроси у совести, ты сам-то лучше ль их?
                                               М. Розенгейм

Однажды благостный Господь сидел перед иерусалимским храмом и насыщал гладные  души Своим сладчайшим учением. В это время случилось нечто устрашающее, дикое и жестокое. Оно пришло, как и теперь чаще всего приходит, от книжников и фарисеев.
Что же они сделали? Может быть, поймали предводителя разбойников? Ничего подобного. Они насильно привели несчастную грешную женщину с торжествующей похвальбой и оглушительными грубыми восклицаниями. Поставив ее перед Христом, они закричали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» (Ин. 8: 4-5).
Все присутствующие ожидали, что произойдет одно из двух: или Господь по Своему милосердию освободит грешницу и этим нарушит закон, или же, что Он подтвердит закон, сказавши: «Делайте, как написано в законе, и этим нарушит  Свою заповедь о прощении и милосердии. В первом случае Он был бы осужден на смерть, а во втором был бы подвержен посмеянию и издевательствам.
Когда искусители задали вопрос: «Ты что скажешь?», наступила мертвая тишина…  «Ты что скажешь?», продолжали наступать на него горящие злобой, искаженные лица.
Тогда Законодатель нравственности и человеческого поведения наклонился к земле, заровнял ладонью пыль и «писал перстом на земле» (Ин. 8: 6). Что же Господь писал на пыли? Евангелист промолчал об этом и не записал. Это было слишком отвратительно и гнусно, чтобы быть записанным в Книге Радости. Но осталось это в Предании, и это было страшно. Господь писал нечто неожиданное и поразительное для старейшин, обвинителей жены-грешницы. Он перстом по земле открывал их тайные беззакония. Ибо эти ловцы чужих грехов были искусны в сокрытии собственных грехов. Но напрасно скрывать что-нибудь от очей Всевидящего.
М(ешулам) похитил церковные драгоценности – писал перст Господень на пыли;
А(шер) совершил прелюбодеяние с женой своего брата;
Ш(алум) ложно поклялся;
Е(лед) ударил своего отца;
А(марих) присвоил имущество вдовы;
М(еррари) совершил содомский грех;
И(оел) поклонялся идолам.
И так подряд писал на пыли страшный перст Праведного Судии. А те, к кому это относилось, наклонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. От страха они дрожали. Они не смели посмотреть в глаза один другому. О жене-грешнице они больше не помышляли. Думали только о себе и о своей смерти, которая была написана на пыли. Ни один язык больше не мог повернуться, чтобы произнести этот неприятный и лукавый вопрос: «Ты что скажешь?». Господь не произнес ничего. То, что грязно, заслуживает только быть написанным на грязной пыли.
Другая причина, почему Господь писал на пыли, еще большая и чудесная. То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желал, чтобы их грехи разглашались всем и каждому. Если бы Он этого хотел, Он бы их объявил перед всем народом и, обвинив их, довел бы их до побиения камнями, согласно закону. Но Он, не помышлял о мести тем, которые готовили Ему тысячу смертей и больше желали Ему смерти, чем себе вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он напоминал им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконий. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена и написанное исчезло.
Господь выпрямился и благостно сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7) Это было подобно тому, как если бы кто-нибудь отобрал оружие у своих врагов, а затем сказал им: «Теперь стреляйте». Недавние гордые судьи жены-грешницы стояли теперь безоружные, в положении преступников перед Судьей, немые и неподвижные…
Самое важное заключается в том, что Господь Своим писанием достиг трех результатов: во-первых, разбил и уничтожил бурю, которую подняли против Него еврейские старейшины; во-вторых,  разбудил умерщвленную совесть в их закоренелых душах, и, в-третьих, спас грешницу от смерти. Это видно из евангельских слов: «Они же (старейшины), услышавши то и будучи обличены совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:9).
Не видя никого кроме женщины, Господь сказал ей: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» К женщине вернулась способность говорить, и она ответила: «Никто, Господи!» Благостный Господь сказал: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8: 10-11). Когда волки отстают от своей жертвы, тогда, конечно, и пастырь не пожелает смерти своей овце. Но необходимо знать, что Христово неосуждение означает много больше, чем человеческое неосуждение. Когда люди не осуждают тебя за твой грех, это означает, что они не присуждают наказания за грех, но оставляют твой грех тебе. Когда же Бог не осуждает, это означает, что Он прощает твой грех, извлекает его из тебя, и делает твою душу чистой. Поэтому Христовы слова: «И Я не осуждаю тебя» - означают то же, что и слова: «Прощаются тебе грехи твои». Иди, дочь, «впредь не греши».
Господь сотворил правду, показал милость и сохранил жизнь. Какая несказанная радость!


Использован материал статьи из журнала «Врата небесные»  святителя Николая  (Велимировича) «Что Христос писал на земле?» 


Что интересного на портале?