Как я ловил тренерские фишки Николая Ивановича Козлова

«Философские сказки» Н.Козлова нам читала учительница математики в начале урока. В пятом классе. Не знаю, зачем… сказать по правде, понятно было через раз. Но очень интересно: мы домой купили экземпляр, и я старался читать и понимать дома. Это сейчас я понимаю, что идеи были для середины девяностых практически революционными. Мама читала всерьёз. А я в десять лет читал сказки о хождении гостей в дом моей души. И фигура автора была овеяна сказочным ореолом.

Потом я стал психологом, тренером, психотерапевтом… Про тренинговый центр «Синтон» Н.И.Козлова что-то слышал, но никогда не взаимодействовал. Поэтом на игру «Калифорния. Канада. Аляска» в рамках «Петербургской неделе психологии» я шёл с особым интересом – увидеть [в некотором смысле] Легенду.

Забегая вперёд, скажу что точно сходил не зря. Было насыщено, драйвово, увлекательно и полезно. Но описывать тренинги – дело не благодарное, всё равно как рассказывать о запахе асфальта после июльской грозы. Бесполезно: лучше один раз попробовать, чем сто раз прочитать. Да и авторское право, да и конфиденциальность участников…

А вот про что действительно стоит рассказать, так это про Н.И. Козлова, как тренера, ведущего, мастера деловых и ролевых игр. С благословления оргкомитета Петербургской недели психологии и руководства «Синтона», я могу рассказать о том, какие приёмы и фишки я хочу взять у человека, который одним из первых произнёс слово «тренинг» в России.

1. Конечно же, образ и энергия. С первой минуты появления в зале, Николай Иванович был полон сил и позитивен. Даже серьёзные и граничащие с критическими фразы звучали ободряюще и вежливо. Образ продуман: и бабочка, и движения, и жесты дополняют друг друга. В этом чувствуется уверенность, поддержка и принятие участников. В ответ мне, участнику, хотелось открываться, доверять и работать.

2. Модуляции голоса. Стоит выделить отдельно, продолжая предыдущий пункт. Во время речи Козлов – иногда абсолютно неожиданно – начинает говорить очень громко, в общем-то кричать. И в обращении к группе, и к индивидуальному участнику. Этот элемент вызвал у меня противоречивые чувства. С одной стороны, это бодрит и концентрирует аудиторию, включает в работу. С другой стороны, я, как слушатель, не всегда понимал как громкость связана со смыслом: не то, чтобы выделялось главное, или спорное, или агрессивное. Мне кажется нет, голос усиливался спонтанно, как энергетический, а не содержательный элемент. Пожалуй, меня удивил такой приём: я думал, выделяться будут акценты. И если в начале тренинга, я прислушивался к таким «фрагментам», то дальше только вздрагивал.

3. Сбор мнений: когда тренер задаёт вопрос (кто любит яблоки?) и просит поднятием руки обозначить своё отношение к проблеме. Очень яркий и часто применяемый в тренингах элемент в данном тренинге использовался постоянно (бонусы очевидны: вовлечённость группы, поддержание контакта, возможность группы сплотиться за счёт общего ритуала и общности мнений и прочее). Причём идея не совсем в том, чтобы узнать, какой процент участников согласен с тренером. Идея дальше – дать возможность каждому идентифицировать себя с обсуждаемой проблемой. Например, вопросы ведущего: «Кто хочет получить удовольствие от сегодняшнего вечера? Кто любит общаться со своими детьми? Кому знакома такая ситуация?»  Даже если до этого я находился в стороне от обсуждения, то волей-неволей включался и думал, как отнестись к обсуждаемому вопросу.  

Ремарка: каждый раз задавая вопрос, Николай Иванович сам – первым – поднимает руку. Не потому что со всем согласен, а для того, чтобы вовлечь группу в голосование. Правда, круто?

4. Про то, как отнестись, отдельный разговор. Думаю, каждый тренер сталкивался с ситуацией, когда участники отвечают на вопросы размыто, избегая чёткого ответа. Примерно так: «ну не знаю, бывает по-разному, сейчас я просто так это сказал, в жизни я, конечно, делаю иначе, посмотрим по обстоятельствам…». Знакомо? Так вот, после тренинга Николая Ивановича Козлова, я знаю, как поступать в подобных случаях.

Когда участник не мог объяснить, почему он выбрал белое, а не чёрное, Козлов спрашивал: а когда к тебе придёт сын и спросит, папа как правильно выбирать? Что ты ему скажешь?

Согласитесь, в такой формулировке сложно юлить. Да, это сложно, и не всегда корректно, наверное. Зато очень понятно. Да, в разных ситуациях я могу выбирать разные цвета, но ведь я на что-то полагаюсь при выборе… это-то и просит озвучить «крошка сын», на которого постоянно ссылается Н.И. Козлов.

Пожалуй, это основные тренерские «фишки», которые я запомнил и которыми хочу поделиться. Эти приёмы мне кажутся полезными для ежедневного применения в практике. Меня несколько смущает, что этот отзыв может показаться восторженным или  фанатичным. Совсем нет, право. Мне понравился тренинг, это - правда, и моя задача – поделиться тем, что я взял с него – как это обычно и бывает после тренингов. И я думаю, что это большая удача, а Вам как кажется?

 


Что интересного на портале?