Как мы можем помочь ребенку вырасти независимым и самостоятельным? В первую очередь, важно осознание и принятие того факта, что ваш ребенок – совершенно уникальная, не похожая ни на кого личность со своими сильными и слабыми сторонами, с правом совершать ошибки и учиться на них, и с правом отстаивать свое мнение и бороться за свои потребности. Без этого важного принятия уникальности ребенка и, как следствие, уважения к нему, невозможно даже представить самостоятельного и независимого ребенка в будущем.
1. Разрешаете ли вы ребенку допускать ошибки? Ребенок в то или иное время все пробует делать впервые – завязывать шнурки, собирать конструктор по схеме, мыть посуду, дружить и ссориться, и вполне естественно, что с первого раза все будет получаться не так, будут появляться сложности, возможно с психами и плачем. Но это его (ребенка) сложности и ему важно учиться справляться с ними самому. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Чаще хвалите за проявленную инициативу, за хорошо помытую посуду (даже если первое время тайком вам придется ее перемывать), за самостоятельно найденное решение. (о важности похвалы читайте в этой статье)
2. Не делаете ли вы всю «работу» за детей? Здесь я имею в виду простые домашние дела: вытереть пролитую воду, налить себе чай, справиться со сложным домашним заданием и т.д. Часто увидев сложность или затруднение, возникшее у ребенка, хочется сделать все за него, дать совет «как надо сделать» и у ребенка сразу пропадает желание это делать. Что вы можете сделать, так это чаще задавать наводящие вопросы («А как ты думаешь … ?» или «Что бы ты сделал… ?»), а также проявлять больше терпения, заранее готовясь к тому, что маленький человек будет делать все медленнее вас и первое время не так качественно.
3. Не стараетесь ли вы всегда чем-нибудь занять ребенка? Бесконечный круговорот развивающих занятий, кружков, продленок, домашних заданий и прочего, стремление занять ребенка «делом» никогда не бывает хорошо. Ребенку важно научиться самому справлять со своей скукой, придумывать для себя интересные занятия. Если ребенок слишком часто подходит к вам со словами «мне скучно» — составьте с ним список (конечно, инициатива отдается ребенку) интересных для ребенка дел и игр, к которому он может обращаться и выбирать то, что хочется в данный момент. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.
4. Есть ли у ребенка своим домашние обязанности? Да, это чрезвычайно важно, чтобы ребенок чувствовал себя таким же участником семейной жизни, как и взрослые люди, чтобы он чувствовал к себе доверие и воспринимал важность именно своего вклада. Это своеобразная «зона домашней ответственности», тех дел, за которые отвечает ребенок и не вмешиваются родители. С возрастом количество обязанностей увеличивается, и при правильном подходе не должно возникать протеста: «Раньше ты был еще недостаточно большой, чтобы самому заправлять кровать / следить за порядком в шкафу / мыть полы, но теперь ты уже можешь с этим справиться сам».
5. Воспринимаете ли вы ребенка всерьез? Дети очень хотят быть во всем «как взрослые», а в определенные возрастные периоды чувствуют себя даже умнее и продвинутее взрослых (вспомните себя, когда вы были подростком). Вот ребенок приходит из детского сада и сообщает: «Мама, я влюбился! Таня такая красивая и смешная, мы с ней сегодня весь день вместе играли!». Это очень забавно и мило одновременно, но для ребенка его сегодняшняя любовь настолько же сильна и реальна, как его любовь к вам, поэтому услышанный в ответ смех или слова «Да ладно тебе еще рано влюбляться» / «Влюбился? Ты просто не знаешь, о чем говоришь!» может навсегда отрезать желание делиться с вами чем-то личным или пробовать что-то новое.
6. Не вмешиваетесь ли вы в личные дела ребенка? Кем стать, с кем дружить, кого позвать на день рождения, как решить случившийся конфликт, какие джинсы надеть, какие обои поклеить в его комнате и так далее — все это территория ребенка и с разной степенью успеха он может и должен принимать решения сам. Конечно, вы можете ему помочь, особенно если ребенок вас сам попросит. Может случиться так, что ребенку не понравится результат принятого решения («Зря я Колю позвал на день рождения, он начал на меня наезжать»; «Опять подрались из-за этого трактора в песочнице, в следующий раз не буду брать его с собой»), тем не менее, это важный момент, когда ребенок учится оценивать последствия своего выбора. Старайтесь как можно реже говорить «Я же тебе говорил», «Вот я бы никогда так не сделала» и тому подобное, это безумно раздражает.
И последнее, но уже не в виде вопроса, а в виде дополнения: вдохновляйте ребенка пробовать новые вещи. Отправиться вместе в поход, устроить в качестве подарка на день рождения квест, вместо любимого лего купите металлический конструктор – все это расширяет опыт и кругозор ребенка, дает возможность увидеть мир шире и принимать решения более разносторонне.
* Материал впервые был опубликован на http://loginova.info