«Как увеличить мотивацию?» (Для родителей и управляющих).

«Как увеличить мотивацию?» (Для родителей и управляющих). 

Чего именно Вы желаете добиться, когда говорите о наказаниях за непослушание детям или о штрафах за ошибки подчинённым? 

Например, при уборке комнаты, чтобы ребёнок думал: «Я убираю свою комнату, потому, что хочу жить в чистоте», или думал: «Я убираю свою комнату, потому, что иначе родители прибьют меня»? 

Какой вариант Вам нравиться больше? Вероятнее всего первый. 
И действительно, тогда не нужно будет постоянно тратить время на запугивание, повторение просьб, не нужно будет придумывать изощрённые наказания лишь бы получить желаемое. 

Но как же тогда воздействовать если не наказаниями? 

На этот вопрос отвечает теория когнитивного диссонанса, сформированная Леоном Фестингером. Согласно теории когнитивного диссонанса, родители должны добиваться от детей желательного поведения не принуждением, а мотивацией усвоения ими соответствующих установок. Проще говоря, как детям, так и подчинённым просто нужно привить установки. 
Как можно сформировать установку, чтобы люди начали получать удовольствие от тех дел, которые не кажутся им привлекательными? 

Вместо внешнего мотива – наказания, необходимо предложить внутренний мотив – ресурсы самого человека. Какому ребёнку не хочется быть «хорошим» для своего родителя, а подчиненному компетентным, опять же «хорошим» работником для начальника? Конечно хочет каждый, и каждый стремиться к этому – быть по достоинству оценённым. При запугивании любой человек вне зависимости от возраста будет бояться «шаг лишний ступить». 

Поэтому, получив от человека согласие на совершение желательных для Вас действий, предложите ему какой-нибудь внутренний мотив, оправдывающий его в собственных глазах: 
«Меня нисколько не удивляет, что торговля по телефону идет успешно: вы так хорошо разговариваете с людьми!», 
«Ты такой красивой сделала свою комнату, расставив игрушки на свои места. Молодец»,
«У тебя очень красиво получается расставлять игрушки по местам, покажешь мне?», 
«Ты очень хорошо справляешься со школьными делами, ты такой умный у меня» и так далее. 

Главное помните, что «всё хорошо в меру», не переусердствуйте, но и не забывайте время от времени подпитывать внутреннюю мотивацию. 
Напротив, если Вам необходимо прекратить чью-либо деятельность, устранить у человека склонность к чему-либо начните вознаграждать внешне! 

Когда люди без всякого вознаграждения или принуждения занимаются тем, что им нравится, они объясняют свои действия склонностью к данной деятельности. Вознаграждение, «поступающее извне», потому подрывает внутреннюю мотивацию, что заставляет людей именно ему приписывать свое поведение. 

В качестве примера отлично подходит народная сказка: 
Мальчишки ежедневно затевали шумные игры на улице, где жил одинокий старик. Шум раздражал старика, и вот однажды, позвав детей к себе, он сказал им, что любит веселые детские голоса и заплатит каждому из них по 50 центов, если они и завтра будут играть возле его дома. Назавтра мальчишки прибежали и шумели больше обычного. Старик «оплатил их услуги» и пообещал заплатить и на следующий день. Дети не заставили себя долго ждать, их крики — тоже, и старик снова дал им деньги: но на этот раз по 25 центов. Следующий день оказался для мальчишек менее «урожайным»: старик заплатил им только по 15 центов, предупредив, что деньги у него на исходе. «Завтра я смогу заплатить вам только по 10 центов, но я очень прошу вас прийти», — сказал он. Разочарованные дети ответили, что больше не придут. Десять центов, решили они, не такие деньги, чтобы ради них стоило играть возле его дома целый день. 

Конечно, это обесценивание деятельности. В целом неожиданное вознаграждение внутренний интерес не подбивает, особенно если внешнее вознаграждение идёт вкупе с похвалой или в качестве доказательства, что труды этого человека очень важны.
 

2016-11-21
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?