Как собрать пазлы, если корни проблемы «увязли во времени».

          

           Для меня, клинического психолога, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, основа системных расстановок - является ключом к пониманию глубинных процессов, породивших ту или иную человеческую проблему. Это похоже на знание анатомии для врача. Ведь нельзя же искать сердце в малом тазу или почки в грудной клетке!

Можно долго проводить беседы с клиентом, расспрашивать его о взаимоотношениях с окружающими, указывая ему на непродуктивное поведение, рассказывая, как надо было бы реагировать… Но клиент ходит, обсуждает свои неправильные реакции, все понимает, а поступает снова и снова по накатанному сценарию. И каждый раз одно и тоже: «ничего не меняется» или «стало еще хуже…». Психологу бывает трудно справиться с таким плаванием клиента «по волнам памяти».

Почему?! Ведь все так хорошо проанализировали, по полочкам разложили, сформировали новый паттерн поведения – действуй, меняйся! А дело в том, что у клиента нет ресурса, нет «возможности» меняться, удерживать новый стиль поведения.

Связано это с тем, что кроме памяти психической (сознательной и бессознательной), существует еще память генетическая, память на клеточном уровне, полученная еще в утробе матери. Это память рода: неоплаченные долговые «векселя», парадигмы, сформированные в нескольких поколениях наших предков. Они проявляются в стойких способах реагирования на определенные жизненные ситуации потомков. С задачей найти и оплатить такой «вексель», без применения специальных психотерапевтических методик, могут примерно 40% обратившихся за помощью.

Вот в этих случаях, системно- феноменологическая диагностическая расстановка, помогает проявить самые глубокие корни проблемы, увязшие во времени и резонирующие в пространстве.

 

        

 

Что значит во времени? Это значит, что причины повторяющихся проблем можно отнести к следующим временным этапам:

I . Перенятые (спроецированные) чувства, паттерны поведения и даже тяжелые судьбы предков, то что принято называть «скелетами в шкафу».

II. Нежелательная беременность для родителей, нежелательный пол ребенка, недоброжелательное или агрессивное поведение родителей, смерть близнеца, тяжелые родыи другие травмирующие события в период от зачатия до рождения.

III. Психотравмы, полученные на жизненном этапе от рождения до настоящего возраста клиента.

Что значит в пространстве? Это форма проявления проблем:

Симптомы болезней, не наступающая беременность, разводы, амбивалентность, неконтролируемая агрессивность, зависимости и прочее могут быть связаны с отсутствием сепарации, с наличием тяжелых судеб предков (война, концлагерь, геноцид, потеря имущества… ), «скелетов в шкафу», т.е. тех, о ком забыли или хотели забыть из-за асоциальных проявлений (убийство, воровство, инцест…).

Об этих событиях клиент может не знать. Так как на первом этапе это замалчивалось, на втором – понятно - стадия внутриутробного развития, на третьем – вытеснение психотравм и тяжелых событий глубоко в подсознание.

Тогда можно долго «пытать» клиента о взаимоотношениях с мамой, папой, детьми, женой, тещей, коллегами по работе, со своим внутренним Я и т.д. Облегчение будет наступать на какой-то период, но прежние проблемы снова будут возвращаться через какое-то время.

 

Приведу пример диагностической расстановки на основе феноменологических проявлений в системе (сокращенно).

Клиент обратился с проблемой взаимоотношений с сыном 4-х лет. Сын раздражает его неадекватным гиперактивным поведением, кривлянием, криками. Реагирует только на резкие замечания (иногда подзатыльники): либо плаксивостью, либо притихает, уходит в себя. Затем снова повтор. Второй сын, рассказам, четко меняет свое поведение в зависимости от обстановки и реакции отца.

Клиент единственный сын в семье, вел себя «правильно» в присутствии старших. «Бесился» на улице вне родительского ока.

Часто повторяет, что любит во всем порядок, который всегда поддерживался в их доме. Считает себя человеком творческим, с разносторонними интересами, но сейчас не может сосредоточиться ни на одном деле, включая работу, ничего не успевает.

Прошу описать, где и как рождается раздражение, как оно выглядит для него. Долго пытается понять, но приходит к осознанию, что вначале резко - в голове (задние зрительные доли). Затем - резкое стеснение в груди (сжимает плечи вперед), и взрыв гнева!

Раздражение, т. о. передается в мозг через зрительные анализаторы, импульс «застревает» в грудном зажиме, там, где «спрятались» «бесправные» эмоции клиента. Двойные стандарты, которые вынужден соблюдать клиент для поддержания «порядка», порождают серьезное эмоциональное напряжение. Поведение сына является отражением его собственного поведения. Грудной зажим резко реагирует блокадой эмоций, затем «взрывом».

Прошу клиента расставить на столе фигурки, замещающие его и маму, так, чтобы ему было комфортно.

Он ставит их рядом (позиция 1), затем двигает, переставляет, говорит «так как-то неудобно».

Ставит себя (позиция2) позади фигуры матери, «так лучше».

Но дискомфорт еще присутствует. Ставлю рядом с мамой фигурку (позиция3). Клиент: «Думаю - это отец». Теперь хорошо, спокойно.

 

Обратимся к позиции 3). Она свидетельствует о нарушении системного порядка. Клиенту комфортно заспиной родителей, т.е. на месте своих предков.

Дети же должны стоять перед родителями, они получают ресурс от своих родителей, энергия рода течет от старших к младшим. Это один из законов системы.

Что мы видим происходит на подсознательном уровне:

1. Клиент является предком для своих родителей. Энергия течет в обратном направлении, он с кем-то связан, его энергия тратится на поддержание какой-то ситуации.

2. Клиент видит своих родителей, а не своих детей! Он сам не может быть «папой» для своего сына в таком положении.

3. Что чувствуют дети за спиной? Там «нет» отца, нет ресурса. Недостаточно энергии. В этой ситуации взаимоотношения отца и детей напоминают взаимоотношения дворовых мальчишек. Младшие не хотят подчиняться старшим, но подзатыльники на стороне сильного! А значит надо манипулировать.

 

 

 Действительно ли клиент замещает кого-то в своей родовой системе, так ли это? Провожу интервенцию: ставлю на место клиента фигуру мужчины. Клиент тут же перемещает свою рядом с женой, выдыхает!

(S: В начале нашей работы клиент подчеркивал, что в их семье полный порядок, что он очень негативно относится к разгильдяйству и беспорядку.)

Через несколько минут, по окончании расстановки, вдруг вспоминает, что у деда по отцовской линии есть родственник. Члены семьи клиента стараются умалчивать его существование, категорически отказывается с ним общаться. Признает, что это положение надо исправить обязательно, т.к. это непорядок.

Клиент должен сделать то, что считает необходимым. Осознать динамику процесса изменений в отношениях с окружающими, родственниками, детьми. Теперь у него есть ресурс, есть энергия чтобы эффективно действовать. А сын тоже «свободен», ему не надо невольно повторять «двойные стандарты», к нему течет безусловная отцовская любовь.

PS: Плюс для психолога в том, что он (психолог) уже видит картину в целом. Видит, какие проблемы могут возникнуть для проработки, какие психотерапевтические методики в дальнейшем наиболее эффективно использовать в работе с этим клиентом.

А, иногда, помощь больше не требуется, клиент сам справляется, и это хороший результат!

______________________________________________________________________

© Copyright Блоховцова Т.Ф. http://www.psysekret.ru

 

 








Что интересного на портале?