Как ребенку помочь учиться? Часть 2. «Как делать уроки?»

Некоторое время назад я опубликовал статью «Как встречать ребенка со школы?». Это была первая часть из серии «Как помочь ребенку учиться?». Сегодня мы поговорим о том «Как делать уроки?»

На самом деле тема очень обширная, поэтому эта небольшая статья будет в форме нескольких советов, ну а в скором времени появятся другие материалы.

1. Определить стабильное время, когда будете делать уроки.

Это поможет ребенку настраиваться на процесс «делания домашних заданий». Ведь если время разное, то у нашего школьника складывается впечатление, что уроки дело не обязательное и есть что-то, что важнее.

2. Скорее всего, у вашего ребенка есть любимые и очень не любимые уроки.

Что-то он с радостью сядет делать, а от мысли о других предметах начинается истерика. Мы взрослые понимаем, что жизнь такая штука, что нужно иногда делать что-то такое, что не очень нравится, например, оплачивать счета. И здесь нужно понимать, что чем раньше мы поможет и научим ребенка справляться и делать то, что не нравиться, тем легче ему будет дальше и, конечно, во взрослой жизни. Есть простой метод. Вы договариваетесь в таком формате: 30 минут мы делаем математику, а потом 30 минут делаем что-то другое, что ты хочешь. Тем самым мы не даем ребенку возможности отлынивать и искать аргументы, а показываем хорошую перспективу после 30 минут мучительного задания. Вспомните себя, как мысли о вкусном ужине в любимом кафе с любимой женой помогают сделать не очень любимую часть работы.

3. «Что задано?». «Не помню»

Именно так часто отвечают дети и мамы берутся за телефон звонить мамам-коллегам. Но так нельзя. Мы должны учить ребенка запоминать домашнее задание самим. Это их сфера ответственности. Если не запомнили, пусть сами узнают, звонят подружкам и друзьям или даже учительнице. Лучше один раз объясниться с педагогом, нежели всю жизнь что-то делать за своих чад, а хороший педагог и так все поймет. Конечно, нужно еще и убедиться, что учитель дает возможность записать д/з и делает это качественно. Например, учительница нашей старшей дочери, всегда записывает задания на доске и напоминает родителям, чтобы они, в свою очередь, напоминали детям о записи домашнего задания. Повторюсь, главная идея – это приучить ребенка, что у него есть своя сфера ответственности.

4. Садимся делать уроки.

Точнее – САДИТСЯ делать ребенок, а вы – вдалеке. Не нужно нависать над ним, как коршун над своей жертвой, ох, как многие из родителей этим страдают. Садитесь дальше. Сделал ребенок задание – пусть скажет. И первое, что он должен услышать в ответ: «Молодец» – ведь он сделал! И только потом проверять. Но, не вы проверять, а сам ребенок. Они этого не умеют – нужно этому учить. Например, язык, списывание текста. Попросите своего школьника сопоставить с образцом. Важно, чтобы ребенок научился находить ошибки самостоятельно, сопоставляя, анализируя. Не указывать на ошибку самому, а помочь увидеть. Написал ребенок слово с ошибкой, покажите слово-оригинал. Не видит? Попросите прочитать по слогам. Это не просто учит выявлять ошибки, но помогает правописанию. Например, математика. Вы видите, что пример/задача решена не правильно. Сравнивать нужно не по результату, а по процессу. Пусть расскажет, как он решал. В процессе сравнивайте действия с правилами. Это все важно для развития такого нужного качества как самоконтроль. Задача домашних заданий – научить самостоятельно проверять и оценивать. Не научитесь в третьем классе, тогда придется в десятом изучать органическую химию, а оно вам надо? Но все же, главное это помочь ребенку научиться самоконтролю.

Как мотивировать?

Сравнивая и показывая прогресс. Еще месяц назад ты не умел прибавлять числа, а сегодня умеешь умножать, отнимать. Показывайте ребенку динамику развития его знаний. Говорите о завтра: «Вчера не умел, сегодня научился и завтра получиться». Конечно, перечитывая этот пункт и вспоминая, что скоро моя дочь придет домой, я осознаю всю степень нужного заряда долготерпения. Мне иногда приходиться не по себе, но оно того стоит. Работа с ребенком, как и работа агронома: глупо ожидать, что помидоры, посеянные в апреле, дадут урожай в начале мая. Больше того, отсутствие помидоров в мае нас не злит, а от ребенка мы хотим во втором классе выдержки и самоконтроля которым сами часто не блещем. Что бы был урожай, нужно ухаживать, поливать, удобрять. А ребенок, растение куда более сложное. Так что, набираемся терпения и вперед. Скоро (ну не очень) нас ждет урожай радости и гордости за нашего умницу.

И напоследок, еще раз об оценках. Хорошие оценки не всегда повод для радости. Если они даются путем тотальной ненависти ко всему и всем – это не успех. Наша задача учить ребенка учиться, а не получать оценки. То есть помочь ребенку оценивать, что он умеет, а что нет. И научить обращаться за помощью. Ведь чтобы попросить помощи нужно осознать себя незнающим чего-то. Именно поэтому нужно уточнять, что хочет ребенок. Иногда они просто хотят и говорят: «Реши за меня» (не так прямо, конечно). И здесь нужно не поддаться на уловки.

Если ваш ребенок в процессе делания уроков просто надулся – это чистейшей воды манипуляция. Он пытается у вас вызвать чувство вины, мол – «Я такой бедный и обиженный. Хватить там сидеть, иди, сделай за меня, а я пойду гулять, играть». Всегда в подобных ситуациях (манипуляция) нужно понять: что он хочет? Полезно ли это ему? Или какова причина того, что он “надулся”.

Мудрости Вам и огромного терпения. Жду ваших отзывов и комментариев. Семейный консультант, отец двух дочерей, Сергей Терентьев (написано для сайта семейного клуба)


Что интересного на портале?