Как перестать объедаться в Новогоднюю ночь и после нее



Встреча Нового года за обильно накрытым столом является давней русской традицией. Это вызывает двоякие эмоции. С одной стороны, конечно человек получает удовольствие от употребления вкусных блюд. С другой, неумеренное застолье вызывает сонливость, отсутствие желания наслаждаться другими новогодними развлечениями и закономерную тяжесть в желудке.  Не даром в преддверии праздников увеличивается выручка не только в супермаркетах, но и в аптеках. У многих обязательным атрибутом подготовки к торжеству является покупка мезима и подобных ему лекарственных препаратов. То есть, уже имея негативный опыт в прошлом, человек уверен, что и в этом году обязательно его повторит.

Попробуем разобраться, с чем же связан такой «культ еды».  И почему стремление следовать ему значительно обостряется в праздничные дни.



Новый год по определению представляет собой символ чего-то нового. А если нового, то соответственно и неизвестного, таящего в себе кучу загадок и подводных камней. Неизвестность всегда несет с собой элемент тревоги. Человек так устроен, что ему спокойнее в стабильной и неменяющейся ситуации. Это внутренне беспокойство из года в год получает подкрепление из вне. Ни для кого не секрет, что традиционные повышения цен и тарифов начинают действовать именно с нового года. Безусловно, повышение может быть символическим и не нанесет существенного удара по бюджету. Но бессознательное не разбирается в цифрах, оно только сигнализирует о  том, что впереди неизвестность, которая, скорее всего не принесет с собой ничего хорошего. Такой посыл естественно вызывает тревогу, но на пороге праздник и тревожиться как-то не к стати. А как лучше всего справиться с тревогой? Правильно, вытеснить ее, заменить обильным чревоугодием. А потом, когда начнутся спазмы в желудке, вообще не до этих переживаний будет.

«Культ еды»может представлять собой наследие советского прошлого, когда еда и все телесное было мерой человеческого счастья. Обязательным элементом «хорошо устроенного праздника» был «богато» накрытый стол, уставленный множеством горячих и холодных блюд и закусок. На счет калорийности и совместимости продуктов никто не задумывался. Главное чтобы гости были сыты и хозяева не ударили в  грязь лицом по причине скудности угощения. Но почему акцент делался именно на еду?



Чтобы ответить на этот вопрос можно немного вспомнить историю. На долю русского народа выпало немало бед и испытаний. Он пережил войны, голод, блокаду, карточную систему обеспечения продовольствием. При этом не имеет значения то, что человек не испытывал это на собственном опыте и знает только по рассказам старших членов семьи. Эти переживания стали частью его внутреннего мира посредством трансгенерационной передачи из поколения в поколение. Тревога того времени, когда право поесть нужно было отвоевать, до сих пор живет в бессознательных слоях его психики. Программа, полученная по наследству, заставляет его набивать желудок сверх всяких норм даже сейчас, когда продовольственный кризис уже преодолен. Ведь предкам не так легко далось это право, чтобы теперь им разбрасываться.

Во времена революции и гражданской войны женщина лишилась своего «места на кухне» и приобрела «право на стройку» и службу прочим производственным нуждам. Это существенно изменило традиции питания. Сфера женского включила в себя быт, кормление и уход для общего блага. Идеи коллективизации и коммунальной жизни сделали право на еду строго регламентированным. Еды стало мало. Продуктовые карточки отождествили ее со средством для жизни. Культура питания воплотила себя к кулинарных книгах того времени. Если их посмотреть, то можно заметить, что еда стала более калорийной и зачастую избыточной. Насильственное кормление прочно пошло в систему домашнего и детсадовского воспитания. Прибавка в весе считалась естественной формой развития. С началом войны, голода и разрухи представление о еде тесно переплелось с представлением о безопасности и выживании.

Такие метаморфозы представлений о еде продолжают передаваться из поколения в поколение. У кого-то они менее выражены и никак себя не проявляют, оставаясь только частью генетического опыта. У других же еда остается нормой личной безопасности и возможность поесть несет с собой вожделенное чувство защищенности.



Проблемы переедания могут быть связаны так же с дефицитами психологического развития на первом году жизни. Этот возраст соответствует оральной фазе развития, когда оральная зона и все связанное с ее стимуляцией является ведущим источником получения удовлетворения. Не стоит понимать буквально – «Значит, не докормили». Может быть, наоборот перекормили или кормили не тогда, когда была потребность. Вариаций огромное множество и не имеет смысла все их перечислять. Суть в том, что характер психологического нарушения определяется, в том числе и субъективным восприятие совсем маленького ребенка, который не имеет достаточных ресурсов для того чтобы соответствующим образом переработать возникающие в его жизни фрустрации.

Остается вопрос: «Что же с этим делать?». Проблемы с пищевым поведением часто имеют психологические корни, с ними можно и нужно работать. Если нарушение носит характер глубинного и определяется фиксациями на прохождении оральной стадии или трансгенерационной передачей, то помочь себе самостоятельно не представляется возможным. Аспекты чрезмерной потребности в еде человеком не осознаются, обстоятельства при которых они возникли, относятся к сфере бессознательного и разобраться в них можно только при работе с профессиональным психологом.

Если же причины проблемы лежат на поверхности, то имеет смысл прислушаться к себе, к своим истинным эмоциям и потребностям.



Можно задать себе такие вопросы:

А действительно ли я хочу есть или у меня имеется потребность в чем-то другом?

Какие эмоции мне дает дополнительная порция и каких позволяет избежать?

Что я буду чувствовать, если откажусь от добавки?

Если ответы на эти вопросы не приходят в голову или не приносят желаемого результата, то так же будет целесообразно обратиться за профессиональной консультацией.

СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕС, ПРОЯВЛЕННЫЙ К МОИМ ПУБЛИКАЦИЯМ!

Получить дополнительную консультацию или записаться на прием вы можете по телефону 8-905-798-73-13 или в форме обратной связи на моем сайте niknyuteva.ru.

С искренним уважением и заботой,

Психолог, Ирина Никнютьева