Часто родители слышат: «Ваш ребенок способный, но ленивый. Если бы он начал трудиться, его успеваемость была бы выше»
Эти слова говорили еще маме обо мне лет 30 назад, мне – уже про моих детей и многим другим родителям. Но что значат эти слова, что конкретно нужно делать родителям, школьникам, учителям? Попробуем разобраться.
Школьная пора, первые радости, горести, удачи и поражения. Первые трудности и сражения. В сражениях гибнет многое – доверие и любовь, отношения и дружба, участие и интерес, любознательность и азарт.
За что ведутся войны и кто в них участвует?
В войне за учебу участвуют несколько сторон и у каждой есть своя цель, своя задача, свои правила и свои условия.
Школа как система требует выполнения ряда требований, порядка и структуры. Школьной системе не важно, что ребенок умеет, к чему он склонен или что ему нравится. Школьная система «заточена» под стандартизированные подходы, учебники, пособия и способы оценивания.
Родители, пытающиеся лавировать между требованиями системы образования в целом и желанием помочь своему ребенку. Родители вынуждены разбираться в разновидностях программ, делать выбор за ребенка, порой невольно игнорируя его возможности.
Дети – самое слабое звено в этой войне. У них нет выбора, нет права соглашаться или отказывать. Дети наделены обязанностями: любить школу, учительницу, подчиняться правилам, с радостью делать уроки и самостоятельно учиться не только школьным премудростям, но и дружбе, отношениям, конфликтам.
Три стороны одной медали, неравноценные, неравнозначные.
Вернемся к заветным словам «Способный, но ленивый»
Способный – значит интеллектуально развитый, успевающий усваивать школьную программу, выполняющий большинство школьных требований, но… Ленивый – получающий не 5, а 4 или получающий высокие баллы по всем предметам, кроме 1-3, периодически игнорирующий школьные требования.
Так как же убедить своего ребенка, что он может учиться лучше?
Способов несколько.
Первый – самый простой, но малоэффективный. Постоянно, ежедневно, ежечасно твердить школьнику – делай, давай, садись, возьмись за ум. Почему это малоэффективно? Потому что всем участникам процесса приходится тратить много усилий на преодоление, на игнорирование фактов и эмоций, и совсем мало сил остается на выполнение задания. Мотивация только на действие – не работает.
Второй способ, требующий много усилий, но также малоэффективный. Отказаться выполнять требования школы, защищая ребенка и его интересы. Казалось бы, что плохого в том, что родитель оберегает здоровье, эмоциональное состояние, интересы школьника? Однако ребенок при этом попадает в «ловушку» отношений. Когда родители ведут «обесценивающую политику», а школа продолжает требовать со школьника, то ребенок оказывается между двух огней. Часто такая тактика приводит к конфликтам, нервным срывам. Так, мотивация, нацеленная только на поддержание школьника, оказывается мало результативной.
Третий способ, сложный, но и результативный. Понимание особенностей школьника, его интересов в сочетании с требованиями школы, балансирование между системными требованиями и индивидуальными особенностями школьника. Способ, требующий внимания, сил и терпения, но приносящий свои плоды в виде устойчивой учебной мотивации, желании и стремлении делать столько, сколько возможно сейчас. Сохранение доверительных отношений в семье, педагогического авторитета, понимания требований и поддержка в их следовании – такие результаты ожидают выбравших этот способ.
Детям становится легче и понятней, получая поддержку родителей, слыша от них, как они справлялись со своими школьными трудностями. Обсуждая возникающие трудности, ища пути решения, слыша друг друга, семья становится местом, где можно взять передышку, злиться на учителя, признать его неправоту или бессмысленность требований. Держа руку на пульсе школы, родители дают и защиту, и возможность отреагирования чувств, и навык решения конфликтов.
Итак, три разных способа мотивации школьников, от простого до сложного, от мало эффективного до результативного, от принудительного до понимающего. Какой способ выбираете вы?