Как люди приобретают и используют страхи и тревожность

Врожденных страхов у детей нет, или практически нет - все основные виды страхов приобретаются детьми и взрослыми людьми в процессе жизни. Страхи и тревожность, бывает, приходят к нам в душу сами, но у кого-то они не приживаются надолго, а где-то оказываются желанными гостями. Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте.

Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать - в основном женщины. Женщины больше, чем мужчины, склонны бояться, и чаще склонны приписывать страх окружающим.

Чаще, однако, страхи и тревожность - результат социального научения. Детей обучают бояться родители, дети играют в страхи самостоятельно, люди начинают бояться чего-либо тогда, когда в этом есть какая-то выгода и интерес. Тревожных детей воспитывают тревожные родители.

Тревожность одного легко, как вирус, передается другому. Тревожные родители с большой вероятностью получают тревожных, неуверенных в себе детей. Смотри видео «Нормальная тревожная мама» из фильма «Шоколад».

Тревожные дети обучаются тревожному поведению и укрепляются в тревожности, поскольку тревожные дети имеют свои бонусы и внутренние выгоды. Со временем тревожность становится не только вредной привычкой, но и естественным образом жизни со своими социальными атрибутами, своим кругом друзей и интересами, поддерживаемыми своими книгами и своими колонками в СМИ. Свой вклад в формирование страхов и тревожности вносят и сами психологи. Тревожность впечатывается в тело, становясь вначале функциональным, а позже и анатомическим негативом.

Истоки тревожности

Причин и источников страхов много и разных. Чаще всего можно говорить о следующих:

  • Шаблонное мышление, следование негативным культурным стереотипам,
  • Воспитание на негативных образцах,
  • Внутренняя выгода - например, избегание ответственности и удобство быть в позиции Жертвы.

Специалисту разобраться с источниками тревожности полезно. Если это начинает делать сам тот, кто в страхах и тревогах, ни к чему хорошему это не приводит. Смотри Самокопание

Вместо того, чтобы копаться в своих страхах, лучше:

Научение страхам у детей

У детей бывают страхи по типу фобий, которые возникают внезапно и непроизвольно, однако таких страхов у детей едва ли более 5%. Большинство детских страхов - результат научения, когда дети по своей инициативе, с помощью родителей, друзей, фильмов и СМИ учатся боятся и скоро становятся умельцами бояться. См.

Использование тревожности

Тревожность - это детский вариант психической защиты. Тот, кто тревожится, показывает этим самым свое бескойство и то, что ему уже плохо (он уже наказан собственной тревожностью), поэтому в случае неудачи к нему будет меньше обвинений (типа: "Вот, к экзамену не готовился!…") Как эмоция защитного типа, тревожность осваивается детьми тогда, когда к ребенку начинают предъявлять ожидания самостоятельной подготовки - то есть обычно с младших классов школы.

Кроме функции психической защиты, тревожность работает как способ негативной самомотивации. Беспокоя, она напоминает о том, что делать все-таки что-то надо. Соответственно, если ребенок совсем безответственный, то для него легкая и средняя тревожность полезна, она заставляет хоть о чем-то побеспокоиться. Однако, если тревожность становится высокой, она мешает думать и снижает результаты. В этом случае тревожность - уже помеха, однако и здесь она нередко служит объяснением: «Экзамен завалил, потому что сильно тревожился и не мог сосредоточиться!» Все, объяснение неудачи повышенной тревожностью снимает ответственность за неудачу.


Что интересного на портале?