«Как аукнется, так и откликнется». Техника для определения своего «вклада» в межличностные отношения.

За помощью к психологу очень часто обращаются люди, недовольные поведением другого человека, чаще всего своего партнера. Все проблемы в отношениях они видят в ДРУГОМ. «Он кричит, он молчит, не то делает, не так думает» и т.д. Действительно ли проблема в другом?

Вспоминается поговорка: «Как аукнется, так и откликнется».

«В основе данного изречения лежит использование такого явления, как эхо. Так как эхо – это повторение звука, который вы произносите, то есть, образно выражаясь, что вы пошлёте в пространство – то вам и возвратится. Этот физический закон не вызывает сомнения».

Закон «эха» проявляется в межличностных отношениях. С каким посылом вы обращаетесь к другому, так он и откликается. И отклик идет не на слова, а на энергетический посыл, который часто не осознается тем, кто его посылает. Внутреннее состояние одного человека вызывает соответствующую ответную реакцию в другом человеке. Какой стимул даем, такую реакцию получаем.

Предлагаю рассмотреть значение этих утверждений на примере следующей несложной техники.

Пример 1.

Женщина С. раздражается на то, что ее муж ведет себя «как ребенок». Предлагаю С. встать, найти для себя удобное место, представить мужа.  Рядом с ним представить образ той его части, которая вызывает раздражение.

- Я вижу рядом с мужем капризного мальчика лет трех.



- А сейчас представьте рядом с собой ту свою часть, которая вызывает его «плохое» поведение.

- О, я вижу свекровь. Никогда не думала, что веду себя так же, как она. Сейчас я понимаю, что так и есть. Я даже говорю порой ее словами и с ее интонацией.

- Переместите образ свекрови в свое тело, выпускайте его из себя через ноги в землю.

- Да, я отпустила образ.

- Что изменилось в образе мужа?

- Мальчик рядом с ним подрос, перестал капризничать, стал послушным. Но, я не хочу видеть мужа маленьким мальчиком, даже послушным.



- И снова представьте рядом с собой ту часть, которая вызывает поведение послушного мальчика.

- Я вижу свою бабушку, я ее очень любила. Я понимаю, что бабушка была очень авторитарной, она работала директором в школе. Мне трудно отказаться от проявлений в себе бабушки.

- Когда, в отношениях с мужем вы ведете себя как «директор школы», муж становится «послушным маленьким мальчиком». Вам это подходит?

- Нет.

- Где было бы уместно проявлять поведение бабушки?

- На работе, там я руководитель, и поведение бабушки очень подходит. (С. убирает образ бабушки из себя в землю). Сейчас я вижу мужа взрослым мужчиной, мне это очень приятно.



Пример 2.

Молодая девушка Н. печалится о том, что ее молодой человек стал уделять ей меньше внимания, она боится, что отношения могут завершиться по его инициативе. Когда Н. представляет рядом с парнем его «плохую» часть, она видит фигуру в капюшоне с косой.

- Как будто это символ смерти наших отношений.



- Представьте рядом с собой ту вашу часть, которая вызывает его такое поведение.

- Это ураган красного цвета, как будто из крови. Я поняла, это образ истерик, которые я ему устраиваю, когда он занят и не может найти время для встречи.



 - Переместите этот образ в себя и выпускайте его через ноги в землю, освобождайтесь от него.

- Да, отпустила.

- Как меняется поведение молодого человека?

- Его лицо стало более доброжелательным, но, рядом с ним остался контур человека с косой.

- Представьте рядом с собой ту часть, которая вызывает этот контур.

- Это грустный смайлик.



 Он говорит, что я вечно всем недовольна. Сейчас я понимаю, что это так и есть. Буду освобождаться от смайлика… Получилось.

- Как сейчас выглядит молодой человек?

- Сейчас он улыбается и раскрывает на встречу мне руки.



 Так на практике проявляется поговорка «Как аукнется, так и откликнется». Понимание того, что мы делаем в отношениях «не так» позволяет взять на себя ответственность за свои действия и изменить то свое поведение, которое разрушает отношения со значимыми людьми.

Я привела примеры взаимоотношений женщин с мужчинами, но, по такой же схеме можно работать с любыми взаимодействиями: с членами семьи, коллегами, начальниками и подчиненными, друзьями, знакомыми и т.д. Со всеми людьми, с которыми мы вступаем в общение.

Вышеприведенная техника дает возможность определить свой «вклад» в межличностные отношения и, при желании, изменить его.

Статьи о женско - мужских отношениях:

Размер имеет значение.

Русалочка и жизнь в любви.

Нарисуй отношения с мужем.

Идеальный муж – какой он?

Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Стать слонихой, чтобы научиться общаться с мужчинами.

Хочу замуж, но …

Болезнь как страх близости.

Говорить с партнером честно. Пример из практики.

Родительские правила в свою семью – берем или нет?

Почему самодостаточные женщины не хотят замуж?

На первом месте у мужчины - его жена. (Пример из практики).

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

Милашина Ольга