Данная тема чрезвычайно важна не только для психологов, но и для их клиентов, так что для начала обозначу свои мысли в виде неких категоричных аксиом, а там – посмотрим, во что все это выльется:
* Если психолог не может четко и взвешенно взаимодействовать с темой смерти – он профнепригоден! Увы, он не сможет помочь ни себе, ни другим. Ни при утратах и горе, ни в принятии судьбоносных решений.
* Даже в сферах, напрямую не связанных (пока, всего лишь пока!) с темой смерти: смена работы, места жительства, выбор учебы, изменения в семье, отношения с родителями – он не сможет всерьез подготовить клиента к худшему, чтобы оттолкнуться от «точки невозврата» в поисках лучших вариантов.
* Такой психолог, увы, избегает острых тем. Сам же скользит по жизни, как юный принц Гаутама, не ведая ни горестей, ни печалей, рискуя так никогда и не стать Буддой.
* Вполне возможно, что наш «герой» избегает напряжений, конфликтов, кризисов.
* Увы, получается, что такой психолог – душевно мягкотел, рыхл, трусоват, и нечего ему делать среди настоящих психологов!..
*******
Психолога вызвали к умирающей клиентке. Агония вытворяла с ее сознанием разные фокусы, мир умирающей наполнился страшными галлюцинациями, родные и близкие помочь не могли. Транквилизаторы – были нежелательны, ибо могли лишь погасить последние искры в ее сознании, и ускорить уход тела.
- Ой, падаю, падаю в яму! – в ужасе кричит клиентка.
- Вот вам моя рука, я вас держу, - спокойно говорит психолог, и берет умирающую за руку.
- А я, все равно падаю, и буду падать! – не унимается клиентка, паника не уходит.
- Хорошо, давайте спустимся в эту яму вместе, и посмотрим, что там, на самом дне…
Клиентка вдруг мягким голосом:
- Ничего там нет…
- Что, все спокойно?
- Да, все спокойно…
Понятно, если бы психолог не прошел танатологическую подготовку, не осознал базовые переживания вокруг этой темы, не был бы готов к смерти собственной – он, подобно близким умирающей, был бы бессилен в работе с пограничными состояниями сознания. Возможно, поспешил бы вывести всех (и себя в первую очередь) в другую комнату, и занялся обработкой сознания живых, в категориях «Ну что ж сделаешь, все там будем…» В таком случае религия или фармакология явно будут уместнее и эффективнее, не правда ли?
*******
Возможно, я чересчур задрал планку «настоящего психолога»? Думаю, что нет: ведь если убрать из жизни ее важнейший компонент – обязательная, неизбежная смерть физического тела в конце… то вся остальная жизнь станет немножечко ненастоящей, вроде как картонной, произвольно раскрашенной цветами хаотического воображения, не находите?