К вопросу оказания психологической помощи лицам, затронутым эпидемией ВИЧ

 

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения с начала эпидемии ВИЧ/СПИД в 2016 году в мире насчитывалось 36,7 млн. человек, живущих с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС), 1 млн. из этого числа скончались в течение 2016 года, всего в результате эпидемии было зарегистрировано свыше 70 млн, как видно из статистических данных,  более половины из них скончались от СПИДа и сопутствующих заболеваний. [2,4]

Эпидемия ВИЧ-инфекции как в мире, так и в Российской Федерации  распространяется, имеет мозаичный и генерализованный характер. [2,6]

Доказательством того, что инфекция приобрела генерализованный характер служит то, что за время наблюдения за статистикой ВИЧ-инфекция от концентрированной в группах риска (больные наркоманией, лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, коммерческие секс.работники)  перешла в социально благополучные слои общества. ВИЧ - инфекция начала распространяться среди социально адаптированного населения вне групп обычного риска, путь передачи инфекции преимущественно - гетеросексуальные половые  контакты.

Под термином «старение» эпидемии ВИЧ-инфекции понимают, в первую очередь, возрастной фактор волны эпидемии, утяжеление диагноза при сочетании ВИЧ с соматической, неврологической и психической патологией, появление штаммов вируса резистентных к схемам ВААРТ и увеличение срока  жизни и возраста ЛЖВС. Психические, социальные, психологические проблемы на фоне эпидемии ВИЧ в мире препятствуют оказанию помощи ЛЖВС, снижают их качество жизни, профессиональную и социальную адаптацию людей живущих с ВИЧ в социуме. [8-9,3,5,7]

Как стремительно изменяется структура эпидемии, так и стремительно изменяется психологический портрет ее участников. С вовлечением социально - благополучных и адаптированных слоев  социально психологический портрет ЛЖВС кардинально изменился, более половины ЛЖВС живут законным или гражданским браком, воспитывают детей и создают дискордантные пары (один из супругов ВИЧ-инфицирован) и пары,  где оба супруга имеют положительный статус ВИЧ, проходят курсы ВААРТ, имеют приверженность к лечению и рожают здоровых детей. В этом значимую роль играет социально-психологическая помощь, нацеленная на пропаганду материнства и детства,  рождения женщинами с положительным статусом полностью здоровых детей.

Вхождению в подростковый возраст детей с диагнозом ВИЧ, при правильной психологической и социальной помощи семье, способствуют профилактика передачи вируса и адаптация подростка с ВИЧ в социуме.

К сожалению, испытывающие стигматизацию семьи не могут обратиться за психологической помощью в существующие структуры (ПМПК, отделы по защите прав несовершеннолетних) ввиду специфики их функционала,  отсутствия информации о ВИЧ и опыта данной работы с указанной категорией населения.

В настоящее время  для решения нарастающих психосоциальных проблем в региональных центрах борьбы и профилактики ВИЧ/СПИД и инфекционных заболеваний действуют кабинеты психологической или психосоциальной помощи.

 В 2017 году в рамках научно-исследовательской работы на базе образовательного и медицинских учреждений учреждений:  СФ ГАОУ ВО МГПУ, ЮОЦПБ со СПИДом ФБУН РостовНИИ микробиологии и паразитологии Роспотребнадзора и МБУЗ «ЦРБ мо Новопокровский район» была организована работа, направленная на  структурирование  работы отделов психосоциальной помощи и разработку их  методического сопровождения,  обеспечившая реальную помощь Центрам Борьбы и Профилактики ВИЧ/СПИД.

В разработанных методических рекомендациях «Организация и методическое обеспечение психосоциальной помощи в  Региональных Центрах борьбы и профилактики ВИЧ/СПИД и инфекционных заболеваний (организация, формы и методы работы), описаны основные принципы,   цели,  задачи и этапы оказания  психологической и психосоциальной помощи пациентов. Кроме того, в рекомендациях представлена система оценки качества групповых и индивидуальных форм психологической интервенции (формы протоколирования, документальное обеспечение психологической интервенции).

В приложении к методическим рекомендациям на электронном носителе (CD-диск) представлены образцы документального обеспечения работы медицинских психологов, а так же темы образовательных семинаров- тренингов и кинолекторий для проведения «Школы пациента» или группы взаимопомощи для социально адаптированных слоев общества, затронутых эпидемией ВИЧ, несовершеннолетних из числа ЛЖВС, детей лиц живущих с ВИЧ.

Так же в приложении к методическим рекомендациям представлены разработанные Н.А.Гринченко (Елецкий Государственный Университет им И. Бунина) «Уроки нравственности и здоровья : идеи для классного часа», которые позволяют медицинским психологам центров Борьбы и Профилактики ВИЧ/СПИД  подготовить лекционные занятия по профилактике зависимостей и укреплению нравственных основ для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ. [1] 

Структурирование работы отделов психосоциальной помощи, их развитие, увеличение штата медицинских психологов, участвующих в оказании психосоциальной помощи в Центрах Борьбы и Профилактики ВИЧ/СПИД, позволяют  решать возникающие у ЛЖВС проблемы во взаимоотношениях с государственными структурами, пропагандировать необходимость лечения, ценности материнства, детства и семьи,  внося огромный вклад в общую профилактику ВИЧ/СПИД.

 

Список использованной литературы

 

  1. Гринченко Н. А. Уроки нравственности и здоровья (идеи для классного часа). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – 84 с.
  2. Всемирная организация Здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.who.int/dg/ru  (проверенно 01.02.2017)
  3. Комиссия по социальным детерминантам здоровья (ВОЗ) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.who.int/ social_determinants /thecommission/ru (проверено 22.10.2017)
  4. Психическое здоровье и ВИЧ/СПИД. Технический обзор.— AIDSTAROne.—USAID.—2010.—23с.
  5. Сапфирова В.А., Штанг О.М., Зусьман А.А. Клиника, диагностика стрессовых расстройств и нарушений адаптации. (F 43.1. МКБ - 10)// Альманах клинической медицины.- 2005.- №8-3.- С.204-206
  6. СПб ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.hiv-spb.ru  (проверенно 22.10.2017)
  7. Халезова Н.Б., Незнанов Н.Г., Беляков Н.А. Вич,инфекция и психические расстройства: Современный взгляд на проблему// Медицинский Академический Журнал.- - Т.14.- №3.С.- 14-32
  8. Bhaskaran K., Mussini C., Antinori A., Walker A.S., Dorrucci M., Sabin C., Phillips A., Porter K. Changes in the incidence and predic_tors of human immunodeficiency virus_associated dementia in the era of highly active antiretroviral therapy // Ann Neurol.– 2008.—Vol. 63.— P. 213–221.
  9. Power C., Boisse L., Rourke S., Gill M.J. NeuroAIDS: an evolving epidemic // Can J Neurol Sci.— 2009.— Vol. 36.— P. 285–295.

Горохов Кирилл Валерьевичаспирант кафедры общей и социальной психологии СФ ГАОУ ВО МГПУ, медицинский психолог МБУЗ «ЦРБ мо Новопокровский район». Краснодарский Край, станица Новопокровская эл.почта:[email protected]

Корнилова Ольга Алексеевна - доктор психологических наук, профессор СФ ГАОУ ВО МГПУ, научный руководитель. Самара ул. Стара-Загора д. 76эл. почта :[email protected]

 

Горохов Кирилл