Нередко прошлое тяжким грузом лежит на душе человека, вызывая негативные воспоминания. Казалось бы – плевое дело – вытащи из закоулков памяти – и отработай. Но часто механизмы психологической защиты блокируют плохие воспоминания, которые, тем не менее, оказывают негативное влияние на всю жизнь человека.
Вспоминается один старый случай работы с арахнофобией, когда вид даже маленького паучка вызывал у девушки сильнейший страх с выраженными вегетативными компонентами. Попытки понять природу такой неадекватной реакции и вспомнить первый случай были безуспешными, пока я не применил технику, о которой я хочу сегодня поговорить. С ее помощью мы, как за нить Ариадны, один за другим вытащили из памяти пять весьма драматических случаев встречи с пауками, пока не добрались до исходного эпизода, который благополучно отработали. В результате существовавшая десять лет фобия исчезла!
Вообще в НЛП существует несколько техник, предназначенных для исправления записей о прошлом, хранящимся в нашей памяти, но в этой статье я хочу обсудить с той, что предназначена для системного исправления прошлого человека – с техникой «Изменение личной истории». Для лучшего понимания принципов ее работы нужно вспомнить, как работают субъективные «линии времени» по которым мы путешествуем с помощью своей памяти и воображения.
Прошлое объективно уже произошло. Оно застыло как цементный раствор у нетрезвой бригады каменщиков. Изменить его мы не можем, но, к счастью, нам по силам переписать воспоминания, немного «подправить» их так, чтобы они служили нам источником силы, мудрости и положительных эмоций. Я называю это «отфотошопить» видео – ибо наши воспоминания не что иное, как набор видеофильмов, которые мы просматриваем время от времени.
Настоящее очень кратко, и мало кто умеет пользоваться этими мгновениями, исчезающими во тьме времени как искры костра. Это тонкая перегородка между Прошлым и Будущим, и только продвинутые монахи ордена Дзен-буддизма умеют наслаждаться микросекундами мимолетного настоящего в полной мере. Еще сорок лет назад я с огромным интересом прочитал «Путь Дзен» Алана Уотса, после чего осознал, что для западного человека философия и практика Дзен – почти невозможна для реализации в обыденной жизни.
Будущее туманно, но с ним тоже можно и нужно работать. Для этого есть техника «Генератор будущих событий».
Однако, вернемся к прошлому и способу его исправления. Если человек однотипно реагировал на ряд неприятных ситуаций, то с большой долей вероятности он будет наступать на мины (или грабли) в будущем с маниакальной настойчивостью серийного самоубийцы. Но НЛП предлагает выход из этой тупиковой ситуации. Раз наше прошлое – это всего лишь видеофильм, то его можно переписать и слегка подкорректировать. А если мы подкорректируем всю цепочку однотипных «косяков» + перепрограммируем сценарии поведения в похожих ситуациях, то не только очистим прошлое от отрицательных эмоций (убавим его груз, прижимающий человека к грешной земле), но и дадим ему крылья – чтобы он мог летать, а не ползать.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ, лежащие в основе техники::
1. В нашей голове есть «Машина времени», с помощью которой мы можем путешествовать в свое прошлое и воображаемое будущее.
2. И прошлое, и будущее субъективны – то есть мы сами конструируем их, и эти категории зависят от нас сильнее, чем мы обычно думаем. Мы можем по-разному воспоминать об одном и том же событии, воспринимая его как «ужасное», «терпимое» или «поучительное».
3. Наше «прошлое» – это набор видео- и аудио-файлов, которые вполне можно изменить, и тогда события, которые прежде вызывали тягостные чувства, утратят значительную часть своих негативных свойств.
4. С помощью техники «Изменения личной истории» мы можем улучшить не только наше прошлое, но и будущее, так как мы получаем мощные ресурсы и перепрограммируем наше поведение, делая его более эффективным.
5. Ресурсы, необходимые для более успешного преодоления сложных жизненных ситуаций, мы тоже берем из своего прошлого – только из других моментов жизни.
6. Соответственно, для реализации техники «Изменение личной истории» желательно владеть техникой «ресурсного якорения» и «Интеграции якорей», которые входят в базовый пакет НЛП.
Цель техники «Изменения личной истории»: стирание из личной истории какого-то повторяющегося негативного чувства или состояния («мины», которая в определенных ситуациях «взрывается», включая неадекватные реакции).
Примечания:
а) Если психотравмирующая ситуация слишком невыносима, то следует вначале использовать другую технику НЛП - «Быстрое лечения фобий» и обеспечить клиента «якорем безопасности».
б) При выполнении техники помним о подстройке, калибровке и главных принципах применения техники якорения (в частности – используем подстройку под дыхание)
Алгоритм техники
1.Вхождение в негативную ситуацию (переживание негативного чувства) и их якорение.
- Вспомните какую-то негативную ситуацию или сильное отрицательное чувство (страх, недовольство собой, стыд, тоску, депрессию, которую вы недавно испытывали).
- Подумайте об этой ситуации, войдите в нее, прочувствуйте это чувство, увидьте, услышьте... Калибровка - Якорение.
Проверка якоря. Затем возвращаем клиента в настоящее и «очищаем экран» восприятия.
2.Нахождение подобных негативных чувств в прошлом
(Последовательно якорим 5 ситуаций)
Теперь позвольте вашему подсознанию показать вам ситуации, в которых вы раньше испытывали подобные негативные чувства.
Опускаемся в прошлое, находим 4-6 схожие ситуации, вызывающие однотипные чувства.
/Техника идет долго, не спешим – наша задача – найти и заякорить все значимые случаи проявления негативного чувства /
Находим первичный случай в прошлом, с которым будем работать.
3. Поиск подходящего ресурса.
- Как вы думаете, каких ресурсов (качеств) не хватало тому ребенку (мальчику /девочке), чтобы он успешно решил ту ситуацию, вышел из нее победителем (без неприятных чувств)?
Ищем подходящий ресурс (чувство безопасности, уверенности, спокойствие, радость, ощущение любви..).
4. Вхождение в ситуацию, где такой ресурс присутствовал.
- Подумайте о той ситуации, когда у вас была такой ресурс / например, уверенность /...
- Войдите в нее, почувствуйте себя в ней...(Якорение)
- Ощутите, как это приятно, чувствовать себя / уверенным / - Опишите эту ситуацию...
5. Сталкивание якорей: передача ребенку ресурсного чувства.
- А теперь подумайте о той последней ситуации в детстве...
- А если бы дали это чувство ребенку, он бы справился бы с ситуацией?
//Если "Нет", то ищем другой ресурс//
- А теперь мысленно вернитесь в прошлое (в начальный момент формирования негативного состояния) и посмотрите на себя - того ребенка как бы со стороны в тот момент, когда ситуация еще не начала развиваться по негативному сценарию ...(Якорение)
- Вы не можете, конечно, отсюда, из будущего предотвратить ту ситуацию, но, тем не менее, можете дать тому ребенку нужный ресурс, чтобы он справился с ситуацией.
- Ведь теперь мы знаем, какой ресурс нужно ему передать?!
И этот ресурс есть у вас! Мы в этом только что убедились!
- А теперь подойдите к ребенку и скажите, что вы - из будущего, успокойте его и передайте ему свое чувство / уверенность / и посмотрите, как теперь он будет действовать в той ситуации, имея ресурс.... [1]
Проходим ту ситуацию диссоциированно // При этом терапевт использует элемент методики «интеграции якорей//
- Теперь мысленно войдите в этого ребенка и уже его глазами, ассоциировано, еще раз переживите тот неблагоприятный опыт, имея в себе положительный ресурс.
// снова применение методики «интеграции якорей//
- А теперь снова диссоциируйтесь, подойдите к ребенку, успокойте его и скажите ему, что теперь у него в жизни все будет хорошо, так как вы дали ему зачаток новых ресурсных состояний, которые будут помогать ему в жизни.
- Подумайте, как теперь по-новому мог бы реагировать этот ребенок на негативные ситуации? Предложите ему новые варианты поведения в подобных ситуациях... Он должен иметь возможность выбора....
6. Отслеживание измененной личной истории во времени
- Мы бросаем в того ребенка зернышко позитивного ресурса, из которого со временем будет вырастать мощное качество...
Та девочка (мальчик) растет, и вместе с ним растет это чувство /уверенности/
И посмотрите, как теперь он(а) по-другому реагирует на те же ситуации // снова применение методики «интеграции якорей// 3 раза в разном возрасте.
Доходим то той (-) ситуации, которую мы проходили, и с которой начали.. //Ставим отрицательный якорь/теперь уже без положительного якоря/
7. Проводка в будущее
- Прошел месяц... Как вы будете реагировать в подобных ситуациях?
- Представьте, что прошло пол года..... /Уже без положительного якоря/
- Я хочу, чтобы вы увидели как бы видеоролик, как в той девочке (том мальчике ) росло то чувство....
- А теперь еще раз, но быстрее....
А теперь поблагодарите свое подсознание за заботу о вас.
----------------------
[1] (Если ситуация очень психотравмирующая вы можете предупредить себя - более молодого о ней, подготовить к ней)